Я учился в казанской школе № 3 имени Горького, расположенной на горе, рядом с оврагом, в котором были трущобы Марусовка, где происходит действие пьесы Горького «На дне». Горький жил в Марусовке в 80-е годы XIX века. Через дом от нашей школы находилось здание, в подвале которого Горький работал пекарем. На горе с другой стороны от Марусовки стоит Казанский университет, в котором я учился позднее. И у меня, и у моих одноклассников вызывали удивление некоторые детали учебников литературы, посвящённые пьесе Горького.
Но прежде напомню, что такое Марусовка. Это участок Рыбнорядской улицы (позднее ул. Пушкина) от её перекрёстка с Большой Лядской (п. ул. Галактионова) до пересечения с Малой Проломной (п. ул. Профсоюзная) и Собачьим переулком (п. ул. Некрасова), проходящий по дну оврага. Слева и справа на склоне оврага стояли дома.
Хозяином и основателем Марусовки был казанский мещанин, бывший сапожник Лупп Спиридонович Марусов. В 30-х годах XIX века он купил деревянный одноэтажный дом на Рыбнорядской улице с 210 квадратными саженями земли за 600 с небольшим рублей. Стоял дом у подножия горы, поднявшись на которую можно было выйти на Старо-Горшечную улицу (п. ул. Щапова) и к нашей школе на Лядской (Горького) улице. На противоположной стороне оврага, на горе, уже стояло здание Казанского университета.
Земля вокруг пустовала и вскоре почти за бесценок была выкуплена Марусовым. В течение более 40 лет Лупп Спиридонович построил вдоль Рыбнорядской улицы на склонах оврага большую группу каменных и деревянных доходных домов, получивших впоследствии название «Марусовка». Квартиры в Марусовке облюбовали студенты университета из-за дешевизны и близости. Можно было зайти в подъезд дома на Рыбнорядской, подняться на четвёртый этаж и выйти на Университетскую улицу. С одной стороны дом был четырёхэтажный, а с другой — одноэтажный. Таков был перепад высот.
Всего к 1882 году (последнему году жизни Марусова) было воздвигнуто более 30 различных строений, где размещалось около двух тысяч квартир, в которых в некоторые периоды жило несколько тысяч человек. Луппу Спиридоновичу Марусовка приносила неплохой доход. Занимаясь новым строительством, он обращал мало внимания на ремонт существующих домов, с годами превращавшихся в трущобы. Горький застал как раз этот период.
Вот как описывает Горький декорации к 3 акту пьесы «На дне»: «„Пустырь“ — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру.»
А вот как глубокомысленно комментирует это один из известных литературоведов: «Само пространство в этой драме организовано как театральная сцена: и в 1, 2, 4 актах, действие в которых разворачивается в ночлежке, и в 3 акте, переносящем действие на „пустырь“, отсутствуют признаки внешнего мира — прежде всего, неба и живой природы. Данная художественная деталь, помимо традиционного истолкования, объясняющего замкнутость места действия отсутствием „духовной вертикали“ в жизни героев („земля — небо“), позволяет интерпретировать это пространство как условное пространство сцены, на котором разворачивается жизненная драма.»
Максим Горький просто написал картину с натуры. А литературовед состряпал целую статью «О метафорах Горького». Он никогда не был в реальной Марусовке. На дне оврага при высоких домах, стоящих на склонах, неба действительно не было видно. Литературоведы также обсасывают факт, что в процессе работы над пьесой Горький менял название несколько раз — она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». И опять же, окончательное название никакая не метафора, а просто название места происходящего, оказавшееся очень ёмким.
Так что читайте сами литературные произведения, а не всякий мудрёж в статьях, учебниках и рефератах, написанных ради диссертаций и дипломов.