«Век»: Пройдя путь самостоятельного, домашнего обучения, как вы сейчас относитесь к официальной системе образования?
- С уважением. Я сам сейчас преподаю, но не в одном каком-то заведении. Мне интересна система мастер-классов. Есть возможность ездить по всему миру, узнавать новых молодых исполнителей. Но мне не хотелось бы становится частью какой-то системы, которая ставит ограничения личной свободе музыканта. Я не хочу ни от кого зависеть. К сожалению, в консерваториях существуют стандартные образовательные программы, в которых изначально заложены неприемлемые для меня стереотипы. Это относится, например, к тому образу трубы, который традиционно всем внушается. Я с этим не согласен. 99% педагогов готовят музыкантов для оркестров. Поэтому существуют определенные традиции в том, какой должен быть звук трубы. Это только яркий, звонкий, громкий инструмент — и все. Манера игры, репертуар, музыкальные ценности выстраиваются в связи с этими представлениями. Мне же кажется, что труба — инструмент очень богатый, он заслуживает другого отношения. Мне повезло, что с детства со мной занимался папа, который сам по профессии не трубач, а пианист. Он смог мне привить иное отношение к этому инструменту, что уберегло меня от существующих стереотипов. Мне кажется, что тембр трубы может приближаться к звучаниям человеческого голоса, виолончели и многих других духовых инструментов.
Давно слышал, что существуют мастер-классы. Знаменитые музыканты дают показательные уроки (а может быть, выступления?) для своих коллег. Так я думал до тех пор, пока не попал на такое мероприятие.
Среди моих приятелей есть трубачи, один из них еще играет в оркестре, в курсе всех музыкальных событий (по крайней мере, в части трубы). Он мне иногда рассказывал о Сергее Накарякове — феноменальном трубаче, в свое время — вундеркинде, а сейчас — зрелом и известном во всем мире музыканте.
Сам я впервые услышал игру Сергея в передаче «Семь сорок» Яна Левинзона (9 канал израильского телевидения) и был просто сражен невероятно чистой и виртуозной игрой. Сергей сыграл тогда «Венецианский карнавал».
Известный музыкант, «Паганини трубы», выступающий и с сольными концертами, и с популярными оркестрами, с лучшими дирижерами и музыкантами мира — уроженец города Горького. Музыкальная семья готовила его к пианистической карьере, но травма позвоночника заставила изменить профиль (Сергей не мог сидеть столько, сколько требовалось пианисту) — он стал трубачом. Сергей рассказывает о том, что повлияло на выбор инструмента: «Примерно в это время великий трубач, солист оркестра Большого театра Тимофей Александрович Докшицер записал на пластинку баховские прелюдии в собственном переложении для трубы и органа. Я был потрясен той новой мощью, которую вдруг приобрели слышанные мной сто раз хрестоматийные вещи. А тут еще мой папа с детства хотел стать трубачом, но бабушка этому противилась. По сути, я воплотил в жизнь то, о чем он так страстно мечтал». (Из интервью Анатолию Стародубцеву.)
И он был настолько способным, что Владимир Спиваков взял его под свою опеку (Сергею было тогда 9 лет!) и в начале карьеры совсем еще юного музыканта подарил ему две трубы. Талант расцвел очень быстро, виртуозная игра, непередаваемый тембр прославили его во всем мире.
Я и не мечтал услышать вживую игру великолепного музыканта. Вдруг мой знакомый сообщает, что Накаряков в Израиле и будет давать мастер-класс. Решение было принято моментально: надо обязательно послушать!
И вот 11 мая 2008 года в центр культуры и искусства Рааннаны пришли преподаватели с учениками. Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа. Ученики преимущественно в возрасте 12−15 лет.
Процесс очень интересный: выходит трубач, играет пьесу, Сергей останавливает его на каком-то месте, дает пояснения, показывает, как надо сыграть, ученик снова и снова повторяет отрывок, пока не начинает получаться (более или менее) то, что хотел Сергей. Удивительно было то, что тут же, немедленно меняется звук, скорость исполнения, чистота игры!
Конечно, все ждали, что и мастер что-нибудь сыграет. Три часа пролетели незаметно, время истекло. В итоге зрители услышали в исполнении маэстро только один пассаж.
Начали расходиться, Сергей спустился со сцены. Сыграли не все ученики, не успели. Так один из них поднялся на сцену с трубой и начал играть. Публика движется к выходу, а у него непреодолимое желание услышать замечания о своей игре! И Сергей что-то успел ему сказать (видно на фото, что они разговаривают).
Можно себе представить, какое впечатление у этих увлеченных музыкой детей осталось от такого урока! Казалось бы, простые вещи: как поставить пальцы на клапана, как держать дыхание, как сыграть без задержек длинный пассаж. Этому же учит и педагог! Но прямо на наших глазах ученики и заиграли, и задышали по-другому. И паузы, и акценты, и скорость — все изменилось. И пьесы зазвучали совершенно иначе!
(Замечу, что ученики играли достаточно сложные вещи — например, «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Кроме того, Сергей объяснялся с учениками только на английском языке и без переводчиков.)
Все услышали то, о чем Сергей сказал в своем интервью: его труба звучала то как голос, то как скрипка, то как виолончель — мягко и с богатейшими оттенками.
Здесь вы можете познакомиться поподробнее с изумительным трубачом современности. Послушайте его игру, вы получите впечатление на всю жизнь!