Что нового в музее? Нечто из ряда вон…

Реклама
Грандмастер

В пасхальный день с женой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей, —
сказала мне жена.

(Почти классика, по мотивам С. Михалкова)

И действительно, повела. В музей диаспоры. Трехэтажное здание музея расположено на территории Тель-Авивского университета. Огромное количество посетителей. Большинство — родители с детьми от 3−4 до 11−12 лет (музей в дни Песаха принимает гостей бесплатно — расходы оплачивает один из банков Израиля).

Разные разделы музея оснащены по-разному. Есть своего рода закутки c несколькими креслами — здесь можно посмотреть видеофильм. В стенах коридоров — экраны, рядом с экранами — наушники, можно смотреть и слушать, никому не мешая. Много панорамных экспозиций, очень много. Некоторые из них — динамические: по ходу действия включается подсветка той или иной композиции: история евреев от Моисея до наших дней в документах, артефактах. Что-то смоделировано, что-то скопировано.

Реклама

Один из отсеков музея: сидит девушка лет 20, о чем-то рассказывает слушателям. А слушатели — дети от 2 до 7! Все смотрят на нее, как завороженные! Самый маленький — и тот лежит тихо: для него на пол специально положили подушку!

Специальный отдел музея, в котором могут поработать посетители — поиск корней: набираете в компьютере свою фамилию и получаете список людей с этой фамилией. Среди них можно искать своих родственников.

На следующий день — другой музей. Выехали поздно, поэтому начали сразу с излюбленных залов: европейская классика, импрессионисты, модели жилых комнат разных эпох. Уже собрались уходить — узнал в дежурной по залу свою бывшую сотрудницу по рекламному бизнесу. То да се, как дела, как жизнь… И она спрашивает: «Вы были на выставке в соседнем зале? Экспонаты шокируют, но народ валит. Советую посмотреть (надо же быть в курсе новых веяний)».

Реклама

Конечно, мы вернулись. И посмотрели. И впечатлились. И все время в голове звучал вопрос: «Кому это пришло в голову — выставить в музее искусств такое дерьмо?» Дерьмо не в переносном — в прямом смысле.

Представьте себе, что вы согнулись и просунули голову между ног так, что пытаетесь заглянуть себе в задний проход. Попробуйте это изобразить вживую. Это достаточно тяжело, не так ли? Так вот скульптура изображает человека именно в такой позе, при этом мужик держит в руках маленький тазик. Но этого мало: на него извергается поток собственных экскрементов, которые разбросаны вокруг и около и окрашены как натуральное дерьмо. «Только что запаха не хватает для полного счастья!» — один из комментариев присутствующих (фотографий нет, потому что в музее снимать нельзя).

Реклама

В соседнем зале еще одна скульптура: человеческое тело подвешено к потолку, местами оно ободрано до костей, из ран сочится кровь, которая обрызгивает пол (разумеется, тело не натуральное, кровь изображает подкрашенная вода, но все равно очень противно).

«Каждый художник, скульптор, деятель искусства хочет заявить о себе, выделиться из толпы. И современный подход к этому — выделиться любой ценой — приводит к тому, что для нас выставляют такое. Противно, а что делать?» — заключила экскурсию моя знакомая.

Вот интересно было бы узнать мнение профессиональных искусствоведов по поводу такого рода изысков! Судя по тому, что аналогичные выставки путешествуют по всем музеям мира, критика (по крайней мере, художественные советы музеев) благосклонно относится к таким произведениям.

Прошло несколько дней. Страсти улеглись, удивление напополам с возмущением приостыло, но голова — работает, шарики — крутятся: «Что хотел сказать автор?» Ответ определился так: если смотреть на все таким способом — будешь в дерьме (и это вовсе не значит, что все остальные останутся в белом).

Если вам придется услышать о чем-то подобном — постарайтесь посмотреть, не побрезгуйте. Очень полезно увидеть, что сегодня вытворяют!

Реклама