Но если заглянуть в словари и справочники (лучше — разные), то помимо латинского происхождения слова можно выявить изначальный его смысл. Большую советскую энциклопедию пропустим, т.к. там изложена достаточно сумбурная трактовка. Отложим в сторонку «Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля» и туда же — Энциклопедический словарь Брокзауза и Ефрона, поскольку в них не найдем необходимой информации.
Что же остается? Ну, например, Большой юридический словарь. Первое значение слова «фамилия» он определяет как
Впору удивиться: мало нам отнесения рабов к родовому — семейному понятию, так еще и клиенты оказываются там же! Клиенты, которые любому взрослому человеку известны как заказчики или пользователи услуг. Между тем, все встанет на свои места, если мы продолжим путешествие по словарям, отыскивая изначальный смысл слова «клиент».
И в том же Большом юридическом словаре обнаружим, что в Древнем Риме так назывался свободный человек, отдавшийся под покровительство патрона и выполнявший в его пользу военные, сельскохозяйственные и другие повинности,
Клиентами могли стать как обедневшие сородичи, так и пришельцы из других мест,
Патрон в свою очередь проявлял заботу о своем клиенте (или группе клиентов) вплоть до защиты в суде. Таким образом, в общественной иерархии клиенты находились выше положения плебеев, которые тоже были лично свободными людьми, но, по устоявшейся точке зрения большинства исследователей, стояли вне родо-племенной организации и не обладали правами общинников.
Отношения патрона и клиента скреплялись клятвой обеих сторон. Освободиться от нее клиент мог лишь в том случае, когда первое лицо государства выступит поручителем выполнения обязательств перед прежним патроном. Такое случалось, как вы понимаете, не слишком часто, но, тем не менее, все же происходило. Свидетельство тому можно найти у Цицерона, который заявил: «Сервий… на свои деньги освободил несостоятельных должников». Между прочим, этот поступок привел к тому, что Сервия Туллия стали называть «народным царем».
Вот видите, как невероятны бывают судьбы слов, сколько сюрпризов они могут преподнести, если обратиться к истории происхождения!