Этот дом-музей особенно любят дети, ведь здесь живут сказки. Интересно наблюдать, с каким интересом дети рассматривают громадные полотна, украшающие мастерскую художника, с каким восторгом узнают на картинах знакомые персонажи русских народных сказок. А полюбоваться в этом доме есть чем не только детям, но и взрослым. Кроме значительного количества картин и рисунков художника здесь представлена прекрасная коллекция древних предметов и икон, которую живописец собирал всю жизнь. Да и само здание не оставляет равнодушным — это на самом деле удивительный сказочный терем.
Виктор Васнецов родился 3 мая 1848 г. в Вятской губернии в селе Лопьял в семье священника. По совету отца юноша выбрал путь духовного служения. Учился в Вятском духовном училище, а затем в духовной семинарии. Но тяга к живописи, которой Виктор увлеченно отдавал все свободное время, пересилила и, уйдя с последнего курса семинарии, он в 1867 году отправился в Петербург. Год проучился в Рисовальной школе Общества поощрения художников, где его наставником был прекрасный художник
Еще в годы учебы в академии юноша определил главное направление своей деятельности — историко-былинная живопись. Чтобы быть ближе к исконно-русской старине, в 1878 году Васнецов переезжает в Москву. «Я чувствовал всем существом, — писал он впоследствии, — что только Москва, ее народ, ее история, ее Кремль смогут оживить мою обессиленную петербургским равнодушием и холодом фантазию! Только Москва, этот исконный центр всего родного, с детства такого близкого и понятного, сможет правильно насытить мое истосковавшееся по всему русскому, по всей народной поэзии творчество, направить меня по настоящему, русскому художнику свойственному, пути и направлению!».
Москва всегда привлекала художников, практически одновременно с Васнецовым в первопрестольную перебрались
Оружейная палата, Патриаршая ризница, Румянцевский музей, собрания коллекционеров
Немногие знают, что одно из крупнейших произведений мастера находится в Историческом музее. О созданной в 1882−85 годах картине-фризе «Каменный век» известный художник и реставратор
Человек глубоко верующий, Васнецов с удовольствием участвовал в росписи православных храмов. Высокую оценку современников вызывали выполненные им мозаики для храма Воскресения Христова в Петербурге и росписи собора Святого Владимира в Киеве.
Виктор Михайлович с увлечением коллекционировал древние иконы. Об этой страсти живописца интересные воспоминания оставил его племянник Всеволод Аполлинарьевич Васнецов: «На этом же Сухаревском толчке попадались моему дяде древние иконы. Он был большим их знатоком и одним взглядом определял достоинства предлагаемого произведения. И вот иногда раздавался телефонный звонок — звонил дядя Виктор. „Аполлинарий! Какую вещь я приобрел! Сейчас же приезжай смотреть“. Ему нетерпелось похвастаться своим приобретением. Отец немедленно выезжал, а частенько и я с ним. Посередине мастерской на мольберте уже стояла новая покупка. Как всякий коллекционер, пополнивший свою коллекцию каким-либо интересным приобретением, дядя бывал оживлен, разговорчив и сиял как именинник. Оба брата с интересом рассматривали икону, восторгались ее достоинствами, иногда спорили о школе и времени».
Творчество и увлечения Васнецова хорошо представлены в музее, где насчитывается более 25 тысяч картин, рисунков, исторических реликвий и документов. Среди этого многообразия главный интерес посетителей неизменно вызывают картины, большинство которых написано в начале ХХ века. В громадной мастерской художника представлены полотна, которые он сам называл «поэмой семи сказок»: в эту серию входят «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Кащей Бессмертный», «Баба Яга», «Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем», причем отдельные картины имеют несколько вариантов.
Взрослых зрителей заинтересуют портреты, пейзажи, жанровые картины и зарисовки, выполненные мастером. Большое впечатление производит и сам дом, на первом этаже которого находятся гостиная, столовая и жилые комнаты, сохранившие мебель и убранство, создававшиеся по эскизам Васнецова в Строгановских и Абрамцевских мастерских, а также на родине художника в Вятке. При этом стиль оформления каждого помещения свой: гостиная выполнена в боярском стиле, характерном для XVII столетия, столовая напоминает горницу в избе зажиточного крестьянина.
Большое впечатление производит мастерская живописца, размещающаяся на втором этаже. Это пронизанное светом громадное помещение площадью около 110 квадратных метров и высотой до 6 метров. На стенах большие картины по мотивам русских сказок, которые интересно рассматривать под чарующую музыку российских композиторов, бывших современниками автора.
Напротив мастерской в кабинете-спальне, который художник называл «светелкой», расположилась коллекция икон. Эта комната еще во времена Васнецова производила на посетителей большое впечатление: «Вдоль стен — широкие, чисто выструганные скамьи. На бревенчатых стенах угольные и карандашные наброски, рисунки, этюды. В левом углу старинные строгие иконы без позолоты и украшений — это ценнейшие образцы творчества древнерусских живописцев», — вспоминал Всеволод Васнецов.
Художник гордился своей коллекцией икон, недаром его последний портрет, который в 1925 году написал Нестеров, изображает Васнецова на фоне старинных икон.
Жизнь художника оборвалась 23 июля 1926 года, когда он работал над портретом своего друга Михаила Нестерова. Но стоит в Москве терем, в который художник поселил сказки, приносящие радость и детям, и взрослым.