Вокзал - место увеселений? Из истории происхождения современных слов

Реклама

В далёком ХIII веке английский король Иоанн Безземельный подарил служившему у него нормандскому рыцарю Воксу де Броте земельный участок на правом берегу Темзы близ Лондона. Построив дом, хозяин развел там большой сад. Когда через несколько столетий это имение было унаследовано Джейн Вокс, она открыла в нем парк для загородных увеселений знати. Здесь устраивались многолюдные гулянья с иллюминацией и фейерверками, был возведен большой зал (по-английски — холл) для концертов и балов, который в честь владелицы был назван «Воксхоллом» (Vauxhall), а затем рестораны, оранжереи, аттракционы, эстрады для балаганных представлений.

Ч. Диккенс в «Очерках Бозе» (1835) так описывал его:

Реклама
«Павильоны, пагоды, косморамы и фонтаны сверкали и били в глаза; красота певиц, изящная осанка певцов пленяли сердце, море огней ошеломляло рассудок, бокал-другой пунша кружил голову…» Правда, это были уже воспоминания писателя, т.к. постепенно Воксхолл терял свою популярность у аристократии и перешел в разряд парков гуляний для более демократических масс, оказавшись в черте Лондона (район Ламбет).

Но идея, блестяще воплощенная Джейн Вокс, уже пошла гулять по свету: увеселительные парки стали появляться в европейских столицах и в Америке. У нас в стране первое заведение подобного рода было организовано в Московском Нескучном саду (1770-е гг.), причем название «воксхолл» вскоре преобразовалось в «воксал». В 1780-х годах на Таганке был открыт «Большой Воксал», использовавшийся и как летнее здание театра

Реклама
М. Е. Медокса, предшественника Большого театра.

Правда, некоторые авторы упоминают в связи с «первыми ростками зрелищной индустрии» в России гулянья в Летнем саду, учрежденные Петром I, но воксалами они не именовались. У А. С. Пушкина в стихотворении «К Наталье» читаем: «…на гуляньях иль в воксалах Легким зефиром летал…» И у Н. В. Гоголя в сохранившихся фрагментах второго тома «Мертвых душ»: «Француз открыл новое заведение — какой-то дотоле неслыханный в губернии воксал, с ужином, будто бы по необыкновенно дешевой цене и наполовину в кредит». У В. Даля тоже упоминается: «Воксал — сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка».

В 1790-х еще один «Воксал» появился в Нарышкинском саду Петербурга. Потом возникли и другие, но нас сейчас интересует лишь один — Павловский. Первоначально он задумывался как гостиница. Идея принадлежала

Реклама
Ф. А. Герстнеру, строителю первой российской железнодорожной ветки, предназначенной для общего пользования, Петербург-Царское Село-Павловск. Таким образом, Павловск был конечным пунктом маршрута. Свои предложения Ф. А. Герстнер сформулировал так:

«Тысячи пассажиров будут ездить туда не только летом, но и зимой, из одного только удовольствия покататься, и если зимою не всегда можно гулять по саду, то после скорой езды и освежения на воздухе найдут они и в великолепной, со всем изяществом устроенной, гостинице прекрасное и недорогое угощение, которое верно сманит их и зимою на вторую и третью поездки…»

Но в 1837 г. тот же Ф. А. Герстнер решил добавить концертное помещение к этой гостинице (как, впрочем, и к Царскосельской) и назвать воксалом. Это было изящное деревянное здание, к сожалению, утраченное в годы Великой Отечественной войны, с залом на 3 тысячи зрительских мест. С 1856 г. там дирижировал И. Штраус целых 11 летних сезонов, там встретил и полюбил Ольгу… но это отдельная история. А контракты на гастроли подписывались с Дирекцией Царскосельской железной дороги.

Однако дальнейшая судьба воксалов сложилась так, что Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» отозвался о них следующм образом: «…в сущности, распивочная, но там можно было получить и чай». Зато за зданиями железнодорожных, а затем и других транспортных станций это название закрепилось прочно, правда, чуть поменялось произношение на привычное нам слово «вокзал». А прежнее значение — утратилось.

Реклама