Но ведь мячи существовали задолго до того! Об индейских мячах мы уже беседовали, а теперь поговорим о том, как обстояло дело в Восточном полушарии.
Изображения мячей обнаружены на стенах египетских гробниц, а при раскопках захоронений фараонов найдены и они сами, сшитые из полосок кожи либо из коры деревьев, а иногда выполненные из песчаника. Командные игры египтян с этими предметами посвящались богам, каждая команда представляла интересы группы небожителей, мяч загонялся в ворота изогнутыми палками.
И в Древнем Китае играли в мяч, например, пиная его ногой. Игра со временем стала любимым народным развлечением, а во II веке до н.э. вошла в обязательную программу торжественного празднования дней рождения императора. Тогда же кожаные мячи вместо набивания перьями птиц и волосом животных научились наполнять воздухом, разработали правила и на игровом поле стали устанавливать ворота. Победителей чествовали цветами, награждали ценными подарками, а проигравших били бамбуковыми палками.
В древней Японии тоже не обходились без мяча. При императорском дворе проводились командные игры по забиванию мяча в ворота за определенное время (отмеряемое по песочным часам), во время перебрасывания он не должен был касаться земли. А мячик «тэмари» и по сию пору популярен у детей, он вытачивается из дерева, а потом оплетается цветными шелковыми нитями.
Древние греки тоже придумали несколько игр с мячом. Так, спартанские воины увлекались «эпискиросом» — соревнованием по перебрасыванию ногами и руками кожаного мяча, набитого лоскутами, конским волосом, перьями, песком, а потом — надутого воздухом. Любознательные римляне не преминули в числе прочего и это позаимствовать у соседей. Например, завели у себя игру «гарпастум».
Вот как ее описывает Поллукс: «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии. За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды».
Воинственные легионеры вместе с «огнем и мечом» принесли другим народам и распространили среди них свои спортивные занятия с мячом. Британцы, например, соблазнившись ими, не только позаимствовали «гарпастум», но и освоили так, что в 217 г. н.э. выиграли матч у римлян!
Они придумали и собственный способ изготовления мячей: обвязывали конским (девичьим) волосом круглые овощи, затем приспособились делать их из мочевых пузырей животных. Если бы этим и ограничились! А то ведь пускали в ход отрубленные головы врага или слуги (поговаривают, правда, что не они первыми додумались до такого, а древние китайцы).
Играли прямо на улицах, в буйстве азарта не замечая ничего, кроме мяча, так что порой страдали торговые лавки, окна и двери в жилых домах. Дошло до того, что игра стала «опальной». В Англии запрет на нее впервые был наложен в 1314 г. Эдуардом II, а снят лишь в 1603 г. королевой Елизаветой I.
И викинги играли в мяч зимой и летом. В Исландии даже проводили ежегодные двухнедельные турниры. Во Франции играли в шоллаж: целью попадания мяча служил обод бочки, обтянутый пергаментной бумагой.
А в России? Под Новгородом археологии обнаружили самые разнообразные мячи XIII в. Их делали из кожи, из бересты, из туго свернутых тряпиц. В Хотьковском монастыре рукодельницы мастерили их из мягких подушечек, а внутрь насыпали камешки, завернутые в бересту, — получались мячи-погремушки.
Среди популярных в народе игр была, например, шалыга. В ней игроки ногами стремились загнать кожаный мяч, набитый перьями, в «город» противника.
«На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч величиной с человеческую голову. Две партии сходились стена на стену: один из участников вел килу, медленно продвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону, в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. Запрещалось бить с носка — при этом можно было нанести удар в ногу противника. Запрещалось бить с закилька, то есть забежав в лагерь неприятеля и, выждав, когда перейдет на его сторону мяч, прогонять его до города — назначенной черты. Нарушающему правила игры мылили шею…»
Любителям игры с мячом доставалось от властей. Епитимья за нее была предусмотрена церковными постановлениями, протопоп Аввакум призывал сжигать игроков на костре, в указе царя Алексея Михайловича (1648) о них говорилось:
«…и по нашему указу тем людям велено делати наказание: и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные города».
Вот как бывало! А почему? У всех народов изначально мяч был не просто спортивным снарядом, а священным символом (как правило, Солнца). С началом христианской эпохи игры с ним стали причислять в «богомерзким» за древность традиции. Но мяч «выжил», и это замечательно!