Неслучайно среди научных находок в Сан-Агустине (Колумбия) оказалось изображение человека-ягуара,
Один из обрядов, например, предполагал подталкивание мяча на бегу в течение двух-трех суток без остановки, дабы поддержать непрерывность движения Солнца и обеспечить дальнейшее существование жизни на Земле.
По рисунку пером начала XVI века, автором которого является К. Вейдиц, путешественник и художник, составлено описание довольно своеобразной парной игры с мячом: два игрока становятся на четвереньки и перекидывают его друг другу, пользуясь руками, спиной и бедрами.
Но наиболее известная индейская игра с мячом «пок-та-пок» была командной (каждую из двух команд-участниц возглавлял капитан). Поле, на котором она проводилась, имело размеры примерно 40×50 м и ограничивалось довольно высокими боковыми стенами. Задача играющих команд заключалась в том, чтобы передавать мяч с одного края площадки на другой, не ступая на половину противника (за это начислялись очки), а еще лучше — добиться попадания его в одно из двух каменных колец, укрепленных на ограничительных стенах. Поскольку сделать это было очень трудно, первое же забрасывание мяча в цель означало победу команды.
Правила предусматривали еще одно непростое условие: мяч полагалось отбивать только бедрами или ягодицами (кое-где упоминается, что дозволялось и локтями). Понятное дело, управляться с таким увесистым спортивным снарядом было непросто, да и вероятность травм была высока. Поэтому игроки использовали защитные средства, которые требовали от них немалой выносливости, поскольку осложняли передвижение по полю и утяжеляли в буквальном смысле достижение цели. Судите сами: помимо наколенников полагалось надевать 30-килограммовый кожаный набедренный пояс.
Перед судейской трибуной выставлялся ритуальный мяч Солнца, куда капитаны каждой из команд приносили ритуальные подношения: голову врага или 7 змей, переплетенных с цветами.
Ведь и сама игра с мячом воспринималась издревле не только в качестве тренировки и соревнования в силе, ловкости и быстроте: она считалась ритуалом, символизирующим борьбу Дня и Ночи, Света и Тьмы, Нижнего мира с Небесным. Согласно верованиям индейцев (майя, ольмеков и др.) победа в состязании означала обретение права на освобождение Солнца из оков преисподней (мяч-то круглый,
Как возникла эта традиция, объясняет «Пополь-Вух» — сакральная книга киче (горных майя). В ней приводится легенда о вселенской катастрофе, сопровождавшейся столь сильным наводнением, что людям удалось спастись, лишь взобравшись на вершины гор. Солнце тогда исчезло не менее чем на 30 лет. Представляете, какая напасть? Вот в результате нее и возник практически у всех центрально-американских индейцев обычай поддерживать животворное светило кровью приносимой жертвы во избежание повторения пережитого катаклизма.
Специалисты спорят, лидер какой команды приносился в жертву: выигравшей или проигравшей? Одни заявляют, что богам полагалось отдавать лучшее — стало быть, речь шла о победителе. Оппоненты отвечают, что в таком случае:
— во-первых, в живых каждый раз оставались те, кто оказывался слабее,
— во-вторых, победа становилась сомнительной целью.
В ответ на высказанные аргументы сторонники первой версии добавляют, что стать жертвой богов считалось большой честью… и полемика продолжается. Вероятно, лучше всего обратиться к мнению самого авторитетного ученого в этой области, Юрия Валентиновича Кнорозова, расшифровавшего язык майя: он не сомневается, кровью расплачивался проигравший капитан, отдавая ее во благо жизни Солнца.
Если вспомнить, то ведь у древних этрусков и римлян тоже была традиция проводить гладиаторские бои в честь умершего знатного господина, согласно которой погибший/проигравший гладиатор передавал покойному свою кровь и жизненную энергию, а победитель — свою славу победителя. И даже на древнегреческих олимпийских играх победа чемпионов передавалась почитаемым богам, а сами они отчасти уподоблялись им.
Кстати, у античных народов, впрочем, как и у других, тоже были свои мячи. Какие — поговорим об этом в следующий раз.