Между тем, секретное постановление Совнаркома СССР об организации Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (СЛОН) и двух пересыльно-распределительных пунктов в Архангельске и Кеми, подписанное заместителем Председателя СНК СССР А.И.Рыковым*, управделами Н.П.Горбуновым** и секретарем
Как это могло случиться?! В Государственном архиве РФ имеются документы, связанные с обращением заместителя председателя ОГПУ И.С. Уншлихта*** во ВЦИК с проектом об организации этого лагеря «в целях осуществления необходимой изоляции наиболее опасного в социальном отношении элемента на территории СССР». ОГПУ считало, что в нем должно содержаться 8 тыс. политических и уголовных заключенных, в основном из из числа осужденных во внесудебном порядке (уже в 1927 г. СЛОН был перенаселен в полтора раза, что означало ухудшение и без того нелегких условий существования).
Бюрократическая процедура согласования этого проекта с другими властными структурами затянулась. НКВД, например, вообще возражал против разделения мест заключения между различными ведомствами. Как выяснилось потом, вопрос был «утрясен». Но ОГПУ, не дожидаясь, когда это произойдет, все лето и осень завозило узников в официально еще не учрежденный лагерь.
Впрочем, и в упомянутом постановлении говорилось: «Обязать ОГПУ немедленно приступить к организации труда заключенных для использования сельскохозяйственных, рыбных, лесных и пр. промыслов и предприятий…» А чтобы это обеспечить, нужно было обустроить территорию, подготовить помещения, оборудование для производства
К тому же, в Соловецком монастыре аккурат перед «нелегальным заселением» узниками случился пожар, причинивший серьезный ущерб постройкам и имевшемуся инвентарю.
ОГПУ, кстати сказать, получил безвозмездно все угодья, здания, инструменты, принадлежавшие после ликвидации монастыря в 1920 г. созданному там совхозу «Соловецкому» (при котором был и лагерь принудительных работ****). ОГПУ передавалась и радиостанция на Соловецких островах. Кроме того, это ведомство освобождалось от уплаты государственных и местных налогов и сборов за реализацию продукции. Выгодно, однако, было использовать каторжный труд…
Все вновь прибывшие, поступая в несуществующий официально лагерь, проходили унизительную «обработку» и каждому втолковывалось: «Запомни, скотина, здесь власть не советская, здесь власть — соловецкая. Нога прокурора здесь не ступала, шаг влево, шаг вправо — считается побег…»
А затем их отправляли на восстановление зданий, организацию подсобного хозяйства, подготовку к зиме. Были налажены кожевенное и кирпичное производства, восстановлены и оборудованы кухни, прачечные, хлебопекарня, больница. И, конечно же, сразу начался лесоповал.
Народ прибывал быстро. К 1 декабря 1923 г. в лагере числилось уже 3049 человек (статистика из фондов Российского государственного архива социально-политической истории). Читая свидетельства очевидцев и участников лагерных событий, просматривая кадры кинохроники, содрогаешься от ужаса.
СЛОН стал испытательным полигоном для формирования системы исправительно-трудовых лагерей в СССР, полигоном страшным, с чудовищной античеловечной машиной истребления. За 10 лет в нем умерло (а точнее сказать, погибло) около 7,5 тысяч человек. Тяжелый труд, пытки, недоедание подрывали здоровье и тех, кто выжил.
…Приоткрыв всего лишь одну страницу из истории создания Соловецкого лагеря, понимаешь, что карательные органы с самого начала не считались ни с какими другими государственными институтами — ни с себе подобными (НКВД), ни с правительством, действуя по своему усмотрению и в интересах своего ведомства. Фактически это преступление против государства, но и государство не гнушалось тем же.
Соловецкий лагерь — неопровержимое свидетельство того, что репрессивный аппарат и механизмы внесудебного осуждения были запущены в самые первые годы Советской власти (это при том, что ее политический лидер и глава правительства
Склоним голову перед памятью жертв многолетних репрессий… Пусть никогда и нигде не повторяется подобное.
_______
*Расстрелян в 1938 году.
**Расстрелян в 1937 году.
***Расстрелян в 1938 году.
****Организация концлагерей впервые предусмотрена Постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. за подписью