Рыцарь мог сломать копье, потерять коня, отбросить щит, но меч… «Как для рыцаря меч», — так говорят о самом дорогом для человека. Недаром идиома «сломать меч» навсегда стала синонимом поражения.
Конечно, во времена короля Артура (начало XII века), да и много позже, наряду с мечом применялось множество видов другого оружия. Например: копье, секира (боевой топор), кистень, цеп, пернач, палица, булава, чекан — узкий боевой молот на длинной ручке (он же клевец), моргенштерн — шипастый шар, прикрепленный короткой цепью к деревянной рукоятке.
Копьё в ближнем, особенно пешем, бою неудобно, к тому же оно легко ломается. А остальные виды оружия? Представим следующую ситуацию: в поле один на один два пеших воина: один вооружен щитом и мечом, другой вариант первый — щит и чекан, или вариант второй — моргенштерн и щит. За кем останется победа?
Конечно, элемент профессионализма и военной удачи никто, даже господь Бог, не отменяет. И всё же.
1. Щит нельзя развалить ударом меча. В лучшем случае меч затупится, в худшем сломается, может еще и в щите застрять. Если тупым мечом пытаться прорубить доспехи — ничего не получится…
2. Чекан не застревает в щите — он его пробивает и все. Кроме того, от удара чеканом не спасает ни шлем, ни латы; пропустив удар, воин сразу получает тяжелую контузию.
3. Силу в бою тоже надо экономить: ни моргенштерн, ни чекан не весили больше, чем меч. Их вес — от 1,5 до 3 кг максимум. Зато они ударяют ограниченной поверхностью и их пробивная способность очень велика, по сравнению с мечом.
4. У меча есть одно только преимущество — им можно колоть, но у тех же чеканов часто делался сверху острый бивень — им тоже можно было колоть, как очень коротким копьем. Таким образом, преимущества меча сходят на нет, особенно против кольчужного доспеха, прекрасно защищающего от скользящих ударов.
5. Моргенштерн создает опасные для жизни контузии. Даже удары по щиту моргенштерном и то опасны, они могут создать тяжелые ушибы руки, которая держит щит, и щит повиснет на неподвижной руке…
6. И моргенштерн, и чекан крайне опасны при ударе в голову, их практически невозможно отбить — особенно у чекана. Каждый раз поднимать щит так высоко — устанет рука. А пытаться отбить моргенштерн мечом — без меча останешься… запутав меч цепью, его очень легко вырвать у противника. А меч в этой ситуации будет гораздо менее эффективен — он соскальзывает с поверхности шлема, не наносит контузии, хуже прорубает шлем на голове…
Вот такие вот соображения…
Кстати, всё это оружие обходилось гораздо дешевле меча. Так может, меч — это просто понты? Ведь для пешего средневекового воина меч был больше вспомогательным оружием.
Иное дело — конный воин. Скорость, с которой сближаются конники, не позволяет наносить множественные удары — часто один удар решал, кто победит. Копьё обычно ломалось уже к середине битвы. Кстати, рубящий встречный удар мечом у конника гораздо сильнее, чем у стоящего пехотинца. Удачный колющий удар в несущегося на огромной скорости противника пробивал любой доспех. Пехотинцы могут остановить конницу только плотным копейным строем, во всех остальных случаях конный воин имеет перед пешим неоспоримое преимущество. И именно мечом удобнее пробиваться сквозь плотный строй пехоты.
В крестовых походах рыцари-крестоносцы столкнулись с легкой конницей арабов — саррацинов, главным вооружением которых была кривая сабля. А ведь не переняли её, как, например, древние римляне испанскую саблю. Легкая булатная сабля, легко перерубающая гвозди, оказалась бессильна против закованных в доспехи рыцаря. А колющий или рубящий удар острого, сужающейся к концу тяжелого полутораметрового стального лезвия легко пробивал любой арабский доспех, в том числе и щит. Да и помолиться для просьбы милости Господней легко, достаточно воткнуть меч в землю. Вот и походный алтарь с крестом…
А уж как символу статуса мечу просто не было равных! Высокая стоимость хорошего длинного меча (по сравнению с другим оружием) делает его доступным лишь для состоятельных людей. Меч всегда находился при своём владельце, и по нему можно легко определить, с человеком какого социального уровня имеешь дело. Следовательно, именно меч выделял рыцаря из массы других людей, символизируя его социальное превосходство.
Человек, хорошо владеющий мечом, не задерживался долго на нижних ступеньках социальной лестницы. Кстати, посвящение в рыцари в те времена тоже производилось мечом. При посвящении в рыцари над посвящаемым делались некие «священные» манипуляции: хлопнуть его боковой стороной клинка по плечу или сделать что-то в этом роде.
А вот и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.
«Меч для рыцаря не просто инструмент, как топор для плотника или мастерок для каменьщика. Он друг. Потому что не только защищает, но и кормит. Попробуй, не окажи ему должного внимания — подведет в трудную годину.
Застрянет в кости врага, вывернется из руки… Заклинит в ножнах… Да мало ли.
Меч надо холить и лелеять. Точить оселком, смазывать в сырую погоду. И, конечно, упражняться, упражняться, упражняться! Ведь странствующие рыцари вынуждены полагаться только на силу рук, меч и копье, да на удачу и милость Господню».
Владислав Русанов. «Пасынок судьбы»
Так продолжалось до тех пор, пока не появились пушки и пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Тяжелый, закованный в латы неповоротливый конник был прекрасной мишенью. А меч постепенно «выродился» в изящную шпагу, которую мужчины знатного сословия носили ещё много лет (даже веков) спустя.