«Повели`тель мух» («The Lord of the Flies») — роман английского писателя Уильяма Голдинга, вышедший в 1954 году и до 2005 года числящийся в рейтинге журнала «Тайм» одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года. Все говорит о том, что только благодаря этому роману (хотя были и другие) он получил Нобелевскую премию по литературе (став последним британским автором двадцатого столетия, который был удостоен такой чести). В 1963 году по роману был снят одноимённый фильм (режиссер Питер Брук), а в 1990 Гэрри Хук снял ещё одну экранизацию. Существуют одноименные песни Элтона Джона и группы «Rage».
Потрясающая и поучительная судьба и автора, и романа. Голдинг был скромным провинциальным учителем, давно уже за рубежом среднего возраста, немного писал стихи. Рукопись этого романа изначально получила отказ в двух десятках издательств. И только в одном он вышел и очень быстро завоевал такую большую популярность, что уже давно вошел в программы многих университетов и в Америке, и в Европе. Этот роман — классика XX века.
Все остальное, что пишется и снимается, где беспардонно выставляются в качестве героев демоны, дьяволы, бесы (я не о Достоевском), вызывает оторопь. Я даже не знаю, хорош ли фильм «Адвокат Дьявола» при всем блеске состава актеров. Почему же все эти деятели из ада вновь вступили с нами в игру в культурном пространстве? Неужели всем нам становиться демонологами, чтобы хоть что-то понять? Или никому не требуется, чтобы мы понимали, о чем речь?
Достаточно небольшого исторического экскурса, чтобы отделить зерна от плевел и понять, где уместно придавать мистическую окраску, а где это уже — моветон. Чем грешит огромное количество современной «культурной продукции».
Так вот, сам «Повелитель мух» больше известен под другими именами, а на древнееврейском это сочетание слов означает имя дьявола — Вельзевула.
Вельзевул был ассиро-финикийским божеством (Баалзевув), его почитали и филистимляне, но больше известен он как демон иудаизма, который уже в Новом Завете был назван «князь бесовский», а в Евангелии от Матфея — «сатана». Этот образ восходит к зороастрийской традиции, где муха вызывала вполне понятные ассоциации с нечистотой (некоторые исследователи отправляют Вельзевула еще дальше — в древний Египет, исходя из символизма скарабея). Изначально жители города Ханаан, где Вельзевул почитался именно как верховное божество, изображали его в виде мухи с атрибутами высшей власти. Археологи сделали много таких находок.
Считался он и «мушиным богом», защищавшим людей от укусов мух, и одновременно покровителем врачебной науки, что с санитарной точки зрения несколько необычно. Тем более, что Вельзевул по преданию вместе с мухами наслал чуму на Ханаан. Как бы то ни было, еще в Библии есть указания на то, что к Вельзевулу обращались как к богу. До конца связь с мухами все же не ясна. Возможно, делались какие-то предсказания по мухам. Возможно, сама статуя божества, которой приносили жертвы, была усижена мухами, кто знает? Но во всех случаях наблюдается связка: мухи — нечистоты.
А ведь, действительно, кроме бытовавшего имени сатаны Zabulus (искаженное греческое «дьявол»), существовал еврейский глагол zabal — «выводить нечистоты» — и в прямом, и в метафорическом значении. Тогда Баал — Зебуб — «повелитель скверн». Что касается первой части имени — Баал, Ваал -по общепринятой традиции это Lord, «повелитель», «господин». Персидское «Баг» (вспомним Багдад), перешедшее к арабам, — «иллах», и к нам — «Бог».
Царь Соломон считал, что Вельзевул провоцирует ревность и зависть, а также неподобающие желания у священников. В «Молоте ведьм» «Вельзевул» переводится как «муж мух», «мухи» означает «грешные души». Забавно, что в средневековье Вельзевул больше всего связывался с грехами чревоугодия и гордыни — урок нам всем!
Есть исторические примеры изгнания этого демона из человека. Естественно, женщины, кого же еще? Кто во все времена служил сосудом греха? Сначала это была бедная француженка, сохранились описания обряда изгнания из нее демонов. А в начале ХХ века Вельзевул, да еще и со сподвижниками по аду, овладел Анной Экланд и покинул ее тоже после такта экзорцизма, напугав присутствующих самым жутким видом.
Трудно поверить в то, что все это было совсем недавно и всерьез. Так же трудно объяснить популярность образа демона. Но имя Вельзевула не сходит с уст и сейчас — при ведьминских обрядах, черных мессах, в деятельности всевозможных сект. А главное, очень часто в фильмах и литературе. Правда, многие считают, что Вельзевул — не главный в Аду, а сподвижник Люцифера.
Почему-то это во все времена считалось безумно важным и исследовалось на полном серьезе. Блестящий поэт Мильтон в «Потерянном рае» уделяет Вельзевулу немало строк, вычисляя его «по рангу и злодейству». А еще он считал, что у Вельзевула мудрое лицо… А некоторые адепты демонологии представляли Вельзевула как змею с женскими чертами. Каким он появился перед Фаустом, мы все помним. В современном «облике» Вельзевула, вернее, в представлении о нем, есть, безусловно, что-то опереточное. Но далеко не так забавны последствия увлечения подобными вещами.
А еще повелителем мух иногда (в шутку, наверное) называют бактерию вольбахию, которая живет в клетках огромного множества организмов, главным образом, мухи (в том числе, в излюбленном объекте генетиков и такой знакомой нам дрозофиле). Эта бактерия, похоже, способна влиять на видообразование, ведь между здоровыми и больными мухами возникает полная репродуктивная изоляция, и зараженным самцам для получения потомства необходима только зараженная самка. Иначе — никак. И, возможно, теперь мухи разделятся на новые виды. Как будто бы сейчас их нам недостаточно…
«Повелителем мух» в романе Голдберга названа голова убитой свиньи, насаженная охотниками Джека на кол после одной из удачных охот. Место действия в романе напоминает Эдемский сад, очень много аллюзий с «Новым Заветом», вот только жертвенное убийство главного героя не принесло спасения острову…