«И выхватил из ножен он своё копьё!» — наверное, в японском героическом эпосе есть и такая фраза, или нечто подобное… Не знаю.
Знаю лишь одно. На старинных японских гравюрах самурай в военных доспехах очень редко изображался без копья. Да и статус копья в эпоху войн, особенно во второй половине периода Муромати (1333−1573 гг.) был гораздо выше статуса меча.
Итак, знакомьтесь.
Яри — копьё своеобразное, как и всё японское холодное оружие.
Для рядовых наёмных воинов существовал определенный стандарт, причём у разных самурайских кланов он был различен. Рядовые — асигару — получали оружие и доспехи из арсеналов сюзерена, которому они служили. Рядовых бойцов обучали лишь нескольким колющим движениям и выстраивали в плотный строй, напоминающий древнегреческую фалангу. Следовательно, копья для «простолюдинов» отличались очень большой длиной, легким бамбуковым древком и дешевыми прямыми наконечниками.
Иное дело — фамильное оружие потомственного самурая. Но об этом несколько ниже.
Давайте разберемся, почему же оно стало именно таким, отличным от всего другого.
А всё дело в том, что в Европе, Азии, да и северной Африке тоже
А в Японии? По данным археологов личные ручные щиты тэ-датэ использовались только на самых ранних периодах японской военной истории и полностью вышли из употребления уже в V веке н.э. Щиты в Японии были большими, стационарными, и служили защитой отрядов копейщиков от стрел или, позже, пуль. Следовательно, таранный удар копьем, сокрушающий всё на своем пути, становится просто не нужен. В ближнем бою воин в лёгких, подвижных доспехах защищался более простыми средствами — оружием, что держал в руках, подвижностью и воинским умением уйти из-под удара и нанести свой. Доспехи японских солдат состояли из толстых кусочков кожи с нашитыми металлическими пластинами, которые соединялись между собой кожаными шнурками. Тонкое лезвие яри просто проходило между пластинами, или, за счёт феноменальной остроты, просто перерезало шнурки, которыми скреплялись между собой эти пластины. Всё: был человек, стал… А пропущенный рубящий удар наконечником с хорошего разворота просто разрубал доспехи не хуже меча. А ведь рядовые асигару вообще носили только конический шлем и доспехи хараате, которые защищали только грудь и живот. Рубящими ударами по рукам и ногам опытный воин просто «выкашивал» плохо обученных рядовых бойцов.
А очень распространенный в те времена обычай приносить в качестве трофея… отрубленную голову знатного врага? Ведь, когда руки заняты копьём, надо достать меч, отрубить голову, всунуть меч в ножны… Три довольно долгих движения, каждое из которых может стоить жизни в продолжающейся рукопашной. Яри позволяет отсечь голову лежащему человеку одним молниеносным движением.
А теперь о наследном самурайском оружии. Древко традиционного яри делалось из красного японского дуба, вязкого, как резина. Меч в такой древесине просто застревал и, чтобы его выдернуть, нужны были драгоценные мгновения, часто стоившие противнику жизни. Для защиты рук иногда после наконечника делали даже подобие гарды.
А иногда наконечники делали с заточенными перекрестьями хадоме, которые использовали для парирования ударов меча, действовали ими как топориком, ими же можно было подсечь противника за ногу или даже остановить лошадь противника. Такие копья даже называли кама-яри (копье-серп). Укороченный вариант такого копья использовали также японские шпионы — ниндзя. А в лихую годину укороченный вариант яри — макура-яри, который был в домашнем арсенале каждого потомственного самурая, клали около кровати под правую руку. И на конской сбруе, на правом стремени всегда болталась «транспортная» медная или железная подставка под копьё — яри-атэ. Правда, было это очень неудобно, и зачастую копья господина тащили рядовые воины просто на плече.
Но всё проходит… И, хотя для церемониальных действий яри применяли в японской армии до начала XIX века, эпоха копья ушла с эпохой войн. Грозный дядька Токугава, объединивший Японию и практически прекративший междоусобные войны, оставил «без работы» не только рядовых, но и потомственных воинов. Кроме того, даже мечей лишились многие. И именно меч стал первым в оружейной иерархии. Как символ принадлежности к сословию, как часть повседневного самурайского костюма, да и просто удобного средства самозащиты.
А что же сейчас? Конечно, техника яри-дзюцу во многом забыта. Хотя и сегодня её изучают. Правда, сегодняшнее тренировочное копьё для занятий яри-дзюцу больше напоминает длинную палку с подушкой на конце. А в качестве подарка или сувенира чаще дарят меч или, в крайнем случае, нагинату. Странно, ведь хорошая копия кама-яри смотрится гораздо эффектнее нагинаты. Хотя, это всего лишь моё личное мнение.