Специалисты в этой области считают, что скульптурные произведения искусства в ту пору наделялись магическим значением. Вот вылепит креативный кроманьонец фигуру дикого оленя, пронзит ее дротиком и — удача обеспечена. Значит, охота будет удачной. Но, увы, эра колдовства и охотничьих верований осталась в прошлом. А представьте, как было бы здорово, если бы и сегодня такие ритуалы сохранились.
Вот захотел иномарку — взял да и вылепил ее из глины, а там глядишь — и сон в руку — и покупка через день. Ну, а если даже не поможет, то скульптурная композиция вполне может стать достойной деталью убранства какого-нибудь автосалона, картинг-парка или агентства «Автомобили напрокат».
Но вернемся в исторически славную эпоху на 25 тысяч лет назад. Удивительно то, что первыми работами древних скульпторов были в основном фигурки животных и фигурки женщин. Скорее всего, зоркий глаз первого художника эпохи палеолита заприметил в каком-нибудь причудливом камне мягкой породы или куске дерева сходство с образом знакомого ему дикого зверя и решил довести это изображение до ума. Особой популярностью пользовался бизон, а также дикие туры, мамонты, носороги.
Размер эти произведения имели небольшой: сантиметров 10−15 высотой. Весьма неширокому кругу творческих интересов историки нашли свое логичное объяснение. Полагают, что древние люди боялись животных и поэтому их лепили. Нужно же было видеть, кого ты собираешься заклинать. Цветы, деревья и горы столь сильных эмоций не вызывали, и поэтому были лишены возможности попасть в историю древнего искусства. Кроме того, традицию изображения животных из камня, глины и слоновой кости археологи связывают с тотемными верованиями: у каждого рода был зверь, с которым ощущалось кровное родство.
А женщины… Многие художники и сегодня выбирают этот образ в качестве ведущего в своем творчестве, ибо чью фантазию могут оставить равнодушной необычайно совершенные человеческие формы… Но серьезная наука видит причину выбора этих персонажей, которых, к слову сказать, прозвали «венерами», отнюдь не в эстетических предпочтениях древнего художника. Попытки ряда историков трактовать выбор темы в «эротическом ключе» их оппоненты считают грубой модернизацией: ну, не мог древний скульптор видеть в условиях привычной повседневной обнаженности нечто притягательно-запретное… Все опять же объясняют колдовством, традициями, обычаями и верованиями.
Просто в ту пору, когда искусство только начиналось, люди жили по принципу матриархата. Фигурки имели довольно массивные тяжеловесные формы, почему-то с редуцированными ногами и руками. Так что исследователям остается логично предположить, что они были своего рода символом материнства и плодородия. Хотя и эту точку зрения можно оспорить. Как бы там ни было, но палеолитическим художникам, по-видимому, очень нравилось мастерить подобные произведения искусства. Женские статуэтки из камня и слоновой кости обнаружены в самых разных сторонах мира — от Франции до Восточной Сибири. Их коллекция насчитывает более ста только подлинных образцов. Кстати, именно женские образы были первыми антропоморфными — то есть, представляющими человека — изображениями.
В современном искусстве миниатюрной скульптуре долгое время отводилась роль эскиза. Миниатюрная скульптура рассматривалась как уменьшенная модель будущего объемного произведения искусства. И только в 1970-е в нашей стране ее начинают воспринимать как самостоятельный жанр. Современные художники создают объемные изображения из самых разных материалов — глины, пластика, стекла, бронзы, драгоценных металлов…
Впрочем, в детстве каждый из нас хоть чуть-чуть, но побывал в роли скульптора. История жизни в этом смысле отчасти повторяет историю человечества. Или в вашем доме никогда не было пластилина?