Он был чрезвычайно благочестив, любил священные книги и обряды, тщательно соблюдал традиции, являлся превосходным хозяином и страстным охотником (особенно отличаясь в тонком искусстве сокольничего). Царь самолично написал гору писем, весьма почитая литературу и искусства, щедро поощрял литераторов, музыкантов, художников, архитекторов.
Меценатство имело явные государственные цели. Всё свое царствование Алексей Михайлович чётко расписывал и ежедневно выполнял дворцовый этикет, придавая всем его деталям величие. В этом он желал превзойти — и превзошел — все монаршие дворы мира, прежде всего, французский.
Для путешественников того времени очевидно было заочное соревнование между двумя абсолютными монархами — Алексеем Михайловичем и Людовиком XIV. Оба они обильно прославлялись в придворной литературе (причем аллегория «царь-Солнце» вошла в поэтический оборот несколькими годами раньше, чем «король-Солнце»), оба истово заботились о ритуале и блеске своих дворов, выездов и охоты.
«Король-Солнце» превратил свою резиденцию Версаль из скромной деревушки в грандиозный архитектурный ансамбль. «Царь-Солнце» надстроил и украсил Кремль, который был виден за 15 верст. Сказочный Коломенский дворец стал одной из нескольких загородных резиденций царя Алексея, изумительных как архитектурой, так и выбором поэтичнейших уголков природы.
Однако почести, воздаваемые двум самым блестящим абсолютным монархам, не ограничивали их сходства. Как Людовик XIV не был самостоятельным правителем, так и Алексей Михайлович был всегда под влиянием то тех, то других.
Сначала впечатлительным юношей руководил его воспитатель боярин Борис Морозов, затем — родственники царской супруги Милославские; несколько лет истинным властителем страны был патриарх Никон.
Отмечая в положении, характере и манерах сходство «солнечных» самодержцев на противоположных сторонах Европы, следует, однако, обратить внимание на безупречную личную жизнь Алексея Михайловича. Он обожал свою супругу Марию Ильиничну, от которой имел 13 детей (в том числе будущих царей Федора и Ивана и регентшу Софью). После продолжительной скорби о ее кончине царь женился на воспитанной в западном духе Наталии Кирилловне Нарышкиной (она родила трех детей, в том числе Петра). Внимание к молодой жене заставило пожилого государя устроить во дворце театр и даже устраивать танцы.
«Тишайший» самодержец и примерный семьянин был, однако, сыном своей эпохи, в которой жестокость, грубость и самодурство представлялись естественными. Царь мог одновременно раздавать милостыню нищим и издавать указы о казнях. «Утешаясь», он приказывал опоздавшим на службу стольникам купаться в ледяном пруду — чуть ли не по дюжине за раз. Однако затем «жаловал» и звал к столу.
Даже в Думе царь временами выражался непечатно, а за хвастовство и пустословие мог боярина тут же оттаскать за бороду и выбить за дверь пинком. Самодержавие, позволявшее выплеснуть царский гнев на любого, способствовало несклонности царя копить обиды. Нравы того времени позволяли правителю открыто проявлять любые свои самые плохие качества характера, не оглядываясь на окружающих.