Ваши впечатления о сказках Александра Сергеевича Пушкина — сугубо детские, не так ли? Старуха у разбитого корыта да Руслан в небесах с бородой Черномора в руках? Обманчивая картина: Пушкин не писал для детей! Он писал исключительно для взрослых, для своих сверстников!
Нечаянно начал перечитывать «Руслана и Людмилу». Прелестная сказка! Как, впрочем, и все другие. Но что делает возраст: замечаешь то, что как-то проскакивало мимо, не задерживаясь в сознании.
Александр Сергеевич — не рифмоплет, он великий поэт и слов просто так не тратит. И как же приятно наткнуться на какой-то своеобразный завиток мысли, на иронический пассаж посреди серьезных и даже драматических стихов.
Пример? Да сколько угодно!
Если вы помните, Людмила в плену у Черномора, она тоскует. Бродит по владениям Черномора, попадает на какой-то мостик над водой:
Высокий мостик над потоком
Пред ней висит на двух скалах;
В уныньи тяжком и глубоком
Она подходит — и в слезах
На воды шумные взглянула,
Ударила, рыдая, в грудь,
В волнах решила утонуть —
Однако в воды не прыгнула
И дале продолжала путь.
Чуть позднее возникает еще одна возможность доказать свою преданность молодому супругу. Черномор накрывает ей роскошный стол:
Незрима арфа заиграла.
Дивится пленная княжна,
Но втайне думает она:
«Вдали от милого, в неволе,
Зачем мне жить на свете боле?
О ты, чья гибельная страсть
Меня терзает и лелеет!
Мне не страшна злодея власть:
Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров —
Не стану есть, не буду слушать!»
Подумала — и стала кушать.
Ирония, если не сказать — насмешка над героиней. И не только над героиней. Александр Сергеевич в сказке рассказывает не то быль, не то притчу:
С порога хижины моей
Так видел я, средь летних дней,
Когда за курицей трусливой
Султан курятника спесивой,
Петух мой по двору бежал
И сладострастными крылами
Уже подругу обнимал, —
Над ними хитрыми кругами
Цыплят селенья старый вор,
Прияв губительные меры,
Носился, плавал коршун серый,
И пал как молния на двор.
Взвился, летит. В когтях ужасных
Во тьму расселин безопасных
Уносит бедную злодей.
Напрасно, горестью своей
И хладным страхом пораженный,
Зовет любовницу петух…
Он видит лишь летучий пух,
Летучим ветром занесенный.
(Какая прелесть эта фраза: …летучий пух, летучим ветром занесенный"!)
И наш главный герой — Руслан — низведен до состояния петуха, у которого коршун — Черномор — из-под носа увел курицу — Людмилу! Весь пафос, вся напряженность сказки исчезает после этого, с позволения сказать, «лирического» отступления!
В самом начале сказки, в главке «Посвящение»,
«Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои!»
Замечательно: свое сочинение он объявил грешным и призвал читательниц (никак не читателей!) никому не показывать это сочинение, смотреть только украдкой! Автор — знаток женской природы: любопытство прекрасной половины — залог успеха!
Поэт не обманывает своих цариц: по всей поэме, словно золотые самородки, рассыпаны изящные описания приключений автора и его героев. Что говорить о слоге — непревзойденная красота языка!
Людмила спит, когда ее случайно находит Руслан (Черномор уже без бороды, бессилен):
«Зовет ее, но дева дремлет,
Сомкнуты очи и уста,
И сладострастная мечта
Младую грудь ее подъемлет.»
«Как часто грудь ее вздыхает!
Как часто тихое лицо
Мгновенной розою пылает!
Любовь и тайная мечта
Русланов образ ей приносят,
И с тайным шепотом уста
Супруга имя произносят…
В забвеньи сладком ловит он
Ее волшебное дыханье,
Улыбку, слезы, нежный стон
И сонных персей волнованье…"
А вот сцена из как бы его собственной жизни:
«Я помню маленький лужок
Среди березовой дубравы,
Я помню темный вечерок,
Я помню Лиды сон лукавый…
Ах, первый поцелуй любви,
Дрожащий, легкий, торопливый,
Не разогнал, друзья мои,
Ее дремоты терпеливой…»
В восьми строчках — целый роман! Замечу, с успешным завершением!
Вот так, от детских впечатлений к осмыслению казалось бы невинных сказок Великого Поэта!
Экскурс можно было бы продолжить — но я оставлю читателям возможность покопаться в «Руслане и Людмиле» и открыть что-то неизведанное.
Любите Александра Сергеевича! Читайте снова и снова — и наслаждайтесь своими открытиями!