Чем знаменита вилла Боргезе?

Реклама

Когда-то Рим окружала крепостная стена, имевшая несколько ворот в разных частях города. Теперь от нее сохранились фрагменты, кое-где со сводами-арками, под которыми снуют автомобили и мотоциклы — резвые лошадки дней сегодняшних.

Когда-то за стенами Рима произрастали виноградники. И вот однажды из Сиены в Рим приезжает некто Маркантонио Боргезе. Купив участок земли среди виноградников горы Пинчо и женившись на римлянке, выходец из богатейшего патрицианского рода вписывает имя своей семьи в историю Вечного города.

Принадлежа к «черной знати», представители семейства Боргезе избирались папами и кардиналами. Продолжая семейные традиции, старший сын Маркантонио становится папой римским — Павлом V. В дни и ночи напряженной работы, среди прославления католической церкви, папа не забывает о своей семье, для которой открываются самые широкие возможности. Усыновив своего племянника Шипионе Кафарелли и сделав его кардиналом, папа дает новоявленному кардиналу Боргезе как свою могущественную поддержку, так и значительные денежные средства.

Реклама

Хорошо, когда есть и власть, и деньги, даже если потомки и неоднозначно потом отнесутся к твоей личности. На той же почве произросло известное «Цель оправдывает средства».

Покровитель Бернини, создатель одной из лучших художественных коллекций, в которую входили античные скульптуры и шедевры Тициана, в том числе знаменитая «Любовь земная и любовь небесная», которую некоторые искусствоведы полагают величайшим произведением живописи, — с одной стороны. А с другой — не брезгующий угрозами, насилием и откровенным грабежом в целях пополнения своей коллекции человек, облеченный властью. Как расценивать приказ похитить из церкви Сан-Франческо и тайно переправить в Рим картину Рафаэля «Снятие с креста»? И даже протесты граждан Перуджи, откуда была увезена картина, ничего не изменили. Хотя… Они же получили копию. А своего коллегу Сфондрато кардинал Боргезе вынудил продать те самые шедевры Тициана, причем, вряд ли выплаченные 4000 скуди соответствовали реальной стоимости коллекции, в которую входило 70 картин.

Реклама

Прошло почти четыреста лет, бывшие виноградники превратились в парк размером 6 км в окружности, выполненный в английской природной манере и имеющий на своей территории ипподром, зоопарк и Зоологический музей в северной части, а также небольшое искусственное озеро (с имитацией греческого храма Эскулапа на островке посередине). Не только самый большой в Риме, но и один из самых живописных, парк является популярным местом для прогулок у горожан. Здесь можно взять напрокат велосипед (туристам, пожелавшим прокатиться, желательно иметь при себе документы), посадить в корзинку на руле любимую собачку и отправиться осматривать окрестности парка, при желании сворачивая с асфальтированных дорожек на манящие тропинки, протоптанные неугомонными жителями.

Реклама

Окончательный облик парку придал в начале XIX в. архитектор Луиджи Канина. В 1902 г. после смерти прямых наследников парк стал собственностью государства (и его переименовали в честь короля Умберто I, но жители, а за ними и туристы, продолжают именовать эту территорию виллой Боргезе), а простые жители получили доступ к обширной коллекции Галереи. Что же мы можем увидеть, если вдруг предоставится такая возможность? Какой путь прошла коллекция от своих первых экспонатов до наших дней?

Конечно, за многие годы в жизни особняка и коллекции происходило разное. Например, Паоло Боргезе, женившись на наследнице кардинала Алдобрандини, получил не только жену, но и несколько работ молодого Рафаэля, Лоренцо Лото и Караваджо. Не стал брать пример со своего родственника, упомянутого Шипионе, который действовал, как мы помним, не столь изящно: несколько работ Караваджо он заполучил, а вернее, конфисковал за неуплату налогов у одного молодого художника — Кавальере д’Арпино.

Реклама

Но не всегда коллекция множилась. Тот же Рафаэль оказался весьма непостоянным гостем: его работы то пополняли фонд, то исчезали со стен особняка. Особенно же коллекция пострадала в период правления Наполеона (правления, наполненного, как мы знаем, чередой завоеваний и установления диктатуры), который был ничем не лучше Шипионе. Впрочем, несладко пришлось не только собранию семейства Боргезе. Во Францию шли несметные обозы достойных образчиков искусства: Наполеон оказался опасным ценителем прекрасного.

И все же, несмотря на события, сопровождавшие коллекцию, в данное время под крышей небольшого особняка обитает не столь уж малое количество картин (около 560), многие из которых представляют большой интерес и художественную ценность. Да и сам особняк вызывает восхищение, когда попадаешь внутрь и твоим глазам открывается великолепная роспись стен и потолков, мозаика пола. Прекрасным скульптурам Бернини и других мастеров резца нашли действительно достойную оправу. Изящная винтовая лестница ведет на второй и третий этажи, один из них имеет прелестную террасу-балкон, полуприкрытую колоннами и стеклом. Здесь удивительно чувствуется дух той эпохи, когда платья женщин шились из невесомого шелка, юные художники творили шедевры, а кардиналы водились в несметных количествах.

Реклама

Основой коллекции является итальянская живопись. Искусство раннего Возрождения нам демонстрируют произведения Перуджино, Пьеро ди Козимо, Лоренцо ди Креди, Сандро Боттичелли. Высокое Возрождение представлено Рафаэлем, его «Портретом молодой женщины с единорогом» и «Снятием с креста», а также «Снятие с креста» Ортолано и «Даная» Корреджо. И огромного внимания и восхищения заслуживает собрание картин венецианской школы XV—XVI вв.еков: Тициан, Веронезе, Джорджоне…

Ушли в прошлое коварные кардиналы и великие завоеватели, принесшие много горя обычным людям, но остались в стенах Галереи работы великих художников и скульпторов, дарующие до сих пор возможность полюбоваться на лики кротких Мадонн и почти живых Прозерпину и Дафну, созданных из мрамора. Приходите и вы убедитесь, что мрамор бывает живым, теплым, пульсирующим. Галерея виллы Боргезе открыта для всех.

Реклама