«Реалити-шоу» — это слово вошло в лексикон жителей планеты 16 сентября 1999 года, когда в эфире одного маленького голландского телевизионного канала появилось шоу «Большой брат». Символика названия говорит сама за себя.
И теперь само телевидение, немного обветшавшее в начале двадцать первого века, с опаской поглядывает на этого монстра о четырех головах: мыльная опера, желтые новости, ток-шоу, телеигра, — все это синтезирует в себе самый популярный сегодня жанр. По мнению продюсеров, эти четыре элемента способны воссоздать эрзац реальности, достаточно достоверный для того, чтобы его предпочли оригиналу. И, наверное, у них это получилось. Например, в феврале 2006 года было анонсировано совершенно новое реалити-шоу: больных, страдающих злокачественными опухолями или от других истощающих практически неизлечимых болезней, компания «Дисней» приглашает для участия в передаче «Чудотворцы».
Реклама
С пациентами будет работать команда лучших врачей, которые дадут им шанс сохранить жизнь, если те согласятся пройти испытание новейших медицинских технологий. Создатели программы ищут пациентов, которым врачи практически не оставили надежды. Снимать будут на каждом этапе: «начиная с консультации врача до операции и выздоровления».
Для жадных на сенсации телепродюсеров шоу, в котором на карту поставлена сама человеческая жизнь, это просто находка. Спасать ее или губить не важно, главное — ощущение власти.
В мировом телевидении существуют четыре типа реалити-шоу. Любопытно, что Борхес нашел ровно столько же типов сюжетов в мировой литературе.
Первый тип знаком нам по проекту российского ТВ «Последний герой». Суть его в том, что участнику необходимо победителем вернуться домой из какого-нибудь отдаленного уголка планеты, куда боги — устроители шоу — помещают его для экстремальных испытаний. Для этого он должен обладать всеми талантами Улисса из «Одиссеи» Гомера: хитроумием, смелостью и главное — неограниченной способностью жертвовать товарищами во имя своего успеха. «Я голосую против тебя… Мы все голосуем против тебя», — так говорит новый Улисс. «Бросьте им Джулию! Не меня», — кричал им Уинстон Смит, главный герой «1984». Все ради победы.
Реклама
Второй тип реалити-шоу развился из программы «Большой брат», о которой шла речь выше. Мы знаем ее под названием «За стеклом». Суть в изоляции группы людей в апартаментах с зеркальными стенами, начиненными подглядывающим и подслушивающим оборудованием для дотошной регистрации быта осажденных. Технология позволяет качественно снимать процесс телекамерами, большую часть из которых участники даже и не видят.
Ставка делается на то, что быт участников будет интересен зрителям больше, чем заранее придуманные сценаристами приключения. Но возможность коллективного техногенного вуайеризма довольно быстро наскучила зрителям. И продюсеры решили повышать рейтинг своих программ, нагнетая в застеколье атмосферу осажденной крепости: клаустрофобии, стресса, конфликтов между участниками, ну, конечно, и показом «клубнички» в ночных выпусках программы.
Реклама
Третий тип реалити-шоу — это разновидности классической телепередачи «Алло, мы ищем таланты». Мы видели такие ее воплощения, как «Фабрика звезд», «Стань звездой», «Народный артист», «Ты — супермодель», «Факультет юмора». Используемые в драматургии реалити-шоу таланты (если таковые вообще имеются) могут быть любыми. Здесь главное поиск, из телезрителей делают нетерпеливых принцев, которые жадно припадают к экрану в надежде найти свою Золушку. Хотя с другой стороны, все мы слышали и видели творческие проекты выходцев шоу «Фабрика звезд» или «Стань звездой» — безликость, невыразительность, гипертрофированная посредственность. Быть может, цель этих программ — найти талант и уничтожить? То что делается здесь с вами, делается навсегда.
Реклама
Четвертый тип наиболее интересен для нас, пресыщенных телеманьяков, здесь акцент делается на различные страдания: духовные и телесные. Страх, физическая боль, сильный стресс, голод, безденежье, ксенофобия — все это видим в шоу подобных «Чудотворцам», «Креслу», «Голоду».
Вот типичный пример — реалити-шоу «Разбитые». Победитель получает приз — 150000 евро. А участникам запрещают спать. Показ программы завершается субботней ночью. Последний эпизод специально придуман для того, чтобы еще больше потрепать и без того расстроенные нервы участников. Троим финалистам (по правилам им разрешалось спать не более одного часа в сутки), позволили прилечь отдохнуть лишь перед самым началом показа шоу, а затем безжалостно разбудили прямо в прямом эфире, при свете огромных софитов, чтобы объявить имя победителя.
Реклама
В течение недели устроители шоу заставляли конкурсантов на протяжении часа наблюдать, как сохнет свежевыкрашенная стена и просматривать двадцатиминутные видеоролики с зевающими людьми. Одного из участников шоу пришлось дисквалифицировать — ему стали повсюду чудиться гигантские крысы и муравьи.
Суть этого типа сюжетов реалити-шоу, по словам Борхеса, самоубийство.
Реалити-шоу не привносят ничего принципиально нового в нашу жизнь и искусство. Сюжеты — вечны, люди заурядны. Изменился только способ подачи — это попытка препарировать человека, как лягушку на столе студента-медика, при помощи телекамер и зеркал. Вечные сюжеты, найденные Борхесом, в постановке тюремного театра.
Реклама
Реалити-шоу как ничто иное демонстрируют кризис индивидуальности в современном обществе. Отбор участников — важнейший элемент в подготовке программы. Занимаются им опытные психологи, таким образом, любая группа участников представляет собой некий срез общества. И получается, что победитель программы олицетворяет собой «диагноз телезрителям», их коллективное Я.
Реалити-шоу — это Эдем, воссозданный для нас клипмейкерами в формате передачи для домохозяек. Таким его представляет себе существо, напялившее на себя маску божества. Большой Брат. Великий Никто. Телезритель.
Полная версия статьи: В гостях у Большого Брата