Исследователи полагают, что именно из Индии, после похода Александра Македонского в Европу, попало оружие, которое продержалось на вооружении вплоть до начала двадцатого века.
Цитата из Википедии.
Палаш (англ. broadsword) — рубяще-колющее клинковое холодное оружие с клинком полуторной заточки, реже обоюдоострым, широким к концу, и со сложным эфесом. Сочетает в себе качества меча и сабли.
Особое распространение палаш получил в 16−17 веках в Европе, когда тяжёлая конница — кирасиры — были защищены толстыми металлическими нагрудниками — кирасой.
Вот для того, чтобы разрубить или проткнуть эту кирасу, идеально подошла широкая и тяжёлая, заточенная полоса закалённого металла, чем-то напоминающая древнерусский прямой меч.
- В Западной Европе с начала 17 века форма палаша унифицировалась, и к началу 19 века была во всех европейских армиях практически идентична — однолезвийный прямой клинок, прямая, с перекрестной гардой рукоятка. И лишь ножны и рукоятка делались разными: для простых конников — попроще, для высшего офицерства и парадные палаши — побогаче и повычурней.
А как же индийский предок? Он тоже унифицировался и потерял индивидуальность? А вот и нет! Палаш «кунда» был широко распространен в Северо-Восточной Индии вплоть до завоевания страны англичанами.
Будучи парадным оружием и непременным атрибутом «выходного костюма» любого индийского раджи, он всегда оставался не столько оружием, сколько произведением искусства.
Клинок палаша сделан из булата особого полосатого рисунка, прямой, однолезвийный, расширяющийся к острию. Характерна для данного вида оружия и чуть заметная вогнутость, что роднит кунда с турецким ятаганом, непальским кукри и греческим кописом.
Конец острия тщательно проковывался и затачивался с обеих сторон. При этом на конце клинка оставался как бы своебразный «наклёп», который, если пробивал доспехи, делал отверстие шире основной ширины клинка. Вот такой каламбур… Но за счёт этого широкого отверстия клинок очень легко входил в тело. Изогнутая форма лезвия и рукояти позволяет действовать оружием как рычагом, нанося страшные, практически не заживающие в индийском дождливом климате раны.
Узкая рубящая полоска металла была сделана из так называемого «поперечного булата», особой закалки и необычайной крепости. Клинок возле рукояти закрывает изящная стальная «рубашка» из просечного металла, покрытого серебром, которая продолжается далее по верхней стороне клинка.
Возле рукояти оправа имеет сквозные фигурные вырезы в форме картушей. Поверхность оправы украшена густым мелким растительным орнаментом, нанесенным золотой насечкой. Стандартная длина клинка достигала 80−90 см, общая длина в ножнах — 100−110 см.
Под нижней чашей-крестовиной укреплено с обеих сторон пятки клинка широкое фигурное перекрестье, а над головкой возвышается длинный металлический хвост. Черен рукоятки, нижняя чаша и дужка изнутри перевиты и оклеены тканью, которая не давала потной руке соскользнуть с рукоятки. В знаменитых японских мечах эту же функцию выполняет кожаная оплётка по коже белого ската.
Широкие ножны таких палашей обычно изготавливаются из дерева и обтягиваются ценными сортами тканей, обычно бархатом, соответствующим по цвету подбою рукояти. Устье, обоймицы и наконечник сделаны из того же металла, что и рукоять. Все накладки на клинке, металлические части рукояти и устье ножен украшаются золотой или серебряной насечкой — мелким растительно-цветочным орнаментом в сочетании с охотничьими или боевыми сценами.
Эфес оригинальной конструкции, характерной только для этого вида оружия. Он слегка отогнут в сторону лезвия, что типично для индийских палашей. Для облегчения фехтования центр тяжести приближали к эфесу, что достигалось утончением острия и последней трети клинка, а также увеличением навершия и усложнением, а значит, утяжелением гарды. Тяжелый эфес при выпаде, при прочих равных условиях, пробивает более прочный доспех, именно поэтому европейский меч со временем выродился в шпагу.
Эфес состоит из крестовины с опущенными вниз концами, гарды и рукояти. Гарда стальная, в форме чашки из двух половинок: имеет дужку, соединенную с головкой рукояти, от которой отходит хвостовик, являющийся продолжением рукояти.
Хвостовик, отходящий от закрытой рукояти, тоже сделан не только для красоты. Некоторые исследователи полагают, что этот хвостовик служил для приложения левой руки и усиления удара.
Выпускались также изящные и тонкие женские экземпляры для парадных церемоний. Главной в этих редких экземплярах была, естественно, изящность… Изящные ножны и рукоятка, богато украшенная и сделанная под утончённую женскую руку, все эти штучные экземпляры изготавливались индивидуально, под конкретного владельца. Вернее, владелицу. Таких экземпляров, насколько мне известно, в мире всего несколько, стоят они баснословные суммы, и все они находятся в частных коллекциях.
Сегодня практически во всех сувенирных магазинах можно приобрести изделие под названием «Индийский палаш «Атилл», хотя в индийских источниках я такого названия не встречал. Может, я плохо искал. Но то, что продаётся в магазинах даже по очень высоким ценам, не идёт ни в какое сравнение с оригинальным индийским «кунда», в котором даже клинок был произведением кузнечного искусства, не говоря уже о гарде, рукоятке и ножнах, которые были всегда на виду.