Зато то и дело появляются находки, которые напоминают о них. Да еще как! В 1936 г. немецкому археологу-любителю Вильгельму Кёнигу, инженеру по профессии, в запасниках Багдадского музея среди прочих древностей попался некий предмет, который он позднее описал так:
«Это был легкий глиняный сосуд без горлышка, в котором с помощью асфальта закреплен медный цилиндр. Высота вазы не превышала 15 см. Внутренний медный цилиндр с донышком имел диаметр 25 мм и высоту около 9 см. В медном цилиндре находился полностью окисленный железный стержень, закрепленный асфальтовой пробкой, причем верхний конец стерженька возвышался на 1 см над пробкой и был покрыт сероватым, полностью окисленным слоем металла, напоминавшего свинец. Нижний конец стержня не достигал дна медного цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной 3 мм».
О том, с какой стати здесь упоминается асфальт, поговорим отдельно. Но сейчас нас интересует сам экспонат, который, согласно музейной бирке, был «предметом культа». По возвращении в Германию В. Кёниг сравнил его с похожим предметами из коллекции Берлинского музея, имевшими тоже иракское происхождение, и выдвинул предположение, что вместе они могли бы составить… электрическую батарею.
Надо ли говорить, что смельчака-любителя подняли на смех многие специалисты! И было от чего — невероятная же идея! Да что Кёниг: еще прежде упоминания аналогичного порядка в античных источниках (об использовании электричества древними шумерами) тоже отбрасывались сразу же за абсурдностью и бездоказательностью. Греков-римлян легко было судить за это, не правда ли? А когда выяснилось, что напрасно их обвиняли, ученые мужи современности ударились в конструктив по части исторического прагматизма.
Но как же это выяснилось и когда? Не сразу. Ведь вскоре грянула Вторая мировая, и, увы, Багдадский музей в ней сильно пострадал… Однако уже после войны при археологических раскопках античной Селевкии (которая располагалась также на территории нынешнего Ирака) вновь были найдены схожие с Кёниговой находкой артефакты двухтысячелетней давности. И вот тут-то исследователи задумались всерьез: а вдруг?!
Опыты проводились в США. Сначала соотечественник Кёнига инженер Винклер провел эксперимент: изготовил по найденным образцам модели, залил медным купоросом… и получил ток. Затем египтолог Эггельбрехт повторил этот опыт, но в качестве электролита использовал винный уксус: в течение двух с половиной недель шел ток силой 5 миллиампер с напряжением 0,5 вольт. При соединении сосудов в более длинную цепочку напряжение и сила тока возрастали.
И когда в той же Селевкии были найдены искусно выполненные серебряные украшения с тончайшей позолотой, нанести которую, по мнению специалистов, невозможно было вручную, исследователи предположили, что в древности был известен гальванический способ нанесения покрытий. Неугомонный Эггельбрехт вновь взялся за эксперименты. Изготовив точную копию серебряной статуэтки Озириса из своей коллекции, он поместил ее в соляной раствор золота, соединил 10 «шумерских ваз» и подключил к гальванической ванне. За несколько часов Озирис покрылся позолотой.
Кстати, и египетские строители пирамид, вполне возможно, пользовались электрическим освещением. Ведь еще в XIX в. сэр Норман Локаэрт в абсолютно темных помещениях, в глуби их, обнаружил затейливые изображения, имевшие мельчайшие детали, которые были высечены на твердом камне. Но никаких следов копоти, оставленных факелами или масляными лампами, найдено не было…
А в первой четверти XX в. Рейнхард Хабек в храме египетской богини Хатор (IV-I вв. до н.э.) нашел изображения нескольких расположенных на сложных подпорках грушевидных предметов с волнистыми линиями внутри них, а также со «шлангами» или «кабелями», которые вели к постаменту, на котором восседал бог воздуха Шу. Долгое время изображение относили к ритуальной символике, но после «электрических открытий» с шумерскими вазами ученые высказали идею, что «груши» — это электролампы с нитями внутреннего накаливания.
История хранит множество загадок, встреча с которыми требует уважения к нашим предкам. Недаром же хранитель лондонского Музея науки Уолтер Уинтон по поводу электричества у древних сказал:
«Я уверен, что возможности древних людей значительно недооценены. Наверное, сама идея о невероятности этого просто укоренилась в умах неверящих, а надменная гордость современными научными достижениями мешает нам поверить, что действие электрического тока могло быть известно нашим месопотамским предкам 2000 лет назад».
Избавившись от надменной гордости, мы сможем гораздо лучше узнать историю человечества. Сумеем?