Какие несуразицы можно встретить в попсовых песнях?

Реклама
Грандмастер

«В языке нашем могучем, как в зеркале, отразился могучий наш язык».
(К. Прутков)

«- Если кто-нибудь из них сумеет объяснить мне эти стихи, — сказала Алиса, — я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нет никакого смысла!»
(Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)

Попса раннего периода рубежа 1980−90-х годов была откровенно примитивна и бесхитростна. Обладатели простейших синтезаторов клепали на этих «шарманках» однотипные мелодии. С текстами поступали так же, особенно не напрягались, меняли «Белые розы» на «Желтые тюльпаны», «Лизу» на «Маргариту» и т. д. Сам набор образов и слов был типичным боевым набором «Эллочки-людоедки».

Пошло? Пошло. Но раннюю попсу отличала какая-то практически «пушкинская» ясность. Она могла вызывать скуку и отвращение, но особенно не удивляла. Здесь производители попс-продукта как бы открыто говорили: «Я не Лермонтов, не Пушкин, я блатной поэт Кукушкин».

Реклама

Но безудержная плодовитость ЛАСКОВЫХ МАЕВ и ФРИСТАЙЛОВ вскоре до такой степени истрепала и так предельно обедненный попсовый словарь, что устали даже непритязательные слушатели. Убогость попсы была как голый зад, выставленный напоказ. А кто же захочет признаться во весь голос: «Да, я слушаю убогую музыку. Да, у меня дурной вкус»? Тем более, если этот дурной вкус — вкус богатых людей. Захотелось чего-то похожего, «но только с серебряными пуговицами», чего-то этакого туманно-возвышенного, навороченного (как говорили герои «гоблиновского» перевода, «чтоб было, как у Толстого, только лучше — типа «Ночной дозор»). Пришлось попсовикам повышать планку, точнее, замыливать глаза окружающим, усложнять аранжировки и «мутить», до этого простые как яйцо, тексты.

Реклама

Вот тут-то и началось настоящее веселье! Попытки помудрить с образами в стиле Гребенщикова (Борис Гребенщиков 30.06.2023 г. внесён Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента) превзошли всяческие пределы. К сожалению, слушатель попсы обычно не вслушивается в смысл текста, улавливая только «фишки» — всякие там романтические корабли и гладиолусы. И не замечает, что в текстах нет ни логики, ни красоты, даже абсурд здесь — не прием, не самоцель, а следствие глупости, лености и неумелости вместе взятых.

Вот чудесные образцы того, как претензии на «эдакое» оборачиваются редким идиотизмом. Наверное мало кто из поклонников певицы Валерии задумывался над строчкой:

Реклама
«Мы разошлись, как в море корабли расходятся в тумане, маяком маня…». А стоило бы… Ну, например, как КОРАБЛИ могут манить МАЯКОМ. Это только смотритель маяка (и то, если он маньяк) может их МАНИТЬ. Конечно, можно проявить безудержную фантазию и представить, что маяки находятся… на кораблях! Но тогда их должно быть два, а не один. Как видите, я честно испробовал все варианты возможных объяснений. Автор текста о таком даже не мыслил. Просто слепил два шибко романтичных образа, как вышло, так и сойдет. В той же песне есть еще один перл — «И это был четверг, а не среда / Среда, ты знаешь, вечно обделенная». Не знаю, что там у лирической героини случалось по средам, кто ее чем обделял — боюсь, автор текста этого также не знает.
Реклама

Очень хитроумные образцы глупости и пошлости постоянно являет нам коллектив ГОСТИ из БУДУЩЕГО. Так и видишь, как завершив очередной опус, этот дуэт ощущает себя не «блатным поэтом Кукушкиным», а прямо-таки обитателями Парнаса. Ведь какой мощный и грустный образ разлуки — «И наши самолеты в небе разминутся»… А если бы не разминулись? То-то бы была драма в стиле Второй мировой войны! Или еще — «Я стою на краю в ожиданьи прыжка». Чьего, извините, прыжка? Своего? То есть, «прыжок подкрался незаметно»… А чувственная эротическая строчка «Мои губы опять не туда угодили…«? Осторожнее как-то с губами надо, внимательнее смотреть, что в рот берешь…

Кстати, о губах. Вот, например, как Лайма Вайкуле описывает еще одну пикантную ситуацию:

Реклама
«Вы гладили ворот шубы и глядя в мои глаза / Искали губами губы и все, что искать нельзя». Тоже некрасивый и нечистоплотный образ. Искать то, «чего нельзя», когда женщина одета в шубу и шаль, чревато обилием натуральной шерсти во рту. Еще более опасную ситуацию мы видим у группы ДИСКОТЕКА АВАРИЯ. Они поют «Легкий ветерок мои губы колышет…». Вот это губы, так губы! Точно не туда угодят.

В общем, как честно сказала солистка ГОСТЕЙ из БУДУЩЕГО: «…Перепела как попало набело… Неважно, но так отважно…». Не спорю, чтобы вынести на публику такие тексты без стыда, надо обладать немалой отвагой.

Такой отваги не занимать и группе КОРНИ. Попробуйте воочию представить то, о чем поется в пресловутом шедевре «Ты узнаешь ее по имени»:

Реклама

«Она любит пугливую речь,
Аппликацию леса в реке вертикальной,
Её почерк машинный наскальный,
Её профиль, как сон тишины…
Она любит варенье из ласк,
Арифметику, лето и опыты крови,
И её изумрудные брови
Колосятся под знаком луны…»

Гребенщиков (Борис Гребенщиков 30.06.2023 г. внесён Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента) отдыхает! Колосящиеся (под ЗНАКОМ луны) изумрудные брови любимой женщины… Жуть, перед которой меркнут и «варенье из ласк», и «опыты крови»! «Ты узнаешь ее по имени…» С такими-то бровями я и без имени узнаю! А как вам строчка «Ее образ на сердце высечен ароматами…»? Ароматы (нечто тонкое, едва уловимое) ВЫСЕКАЮТ профиль на сердце. Ну неужели нельзя было заменить «высечен» на какое-нибудь «выписан»…

Реклама

Еще о нескольких попсовых перлах кратко:

Агутин-Варум — «Знаешь-знаешь, часики стоят, и минуты с нами не говорят». (Хватит уже разговаривать с минутами!)

Жасмин — «Мимо неба осень пролилась…» (как это?!)

А. Губин — «…Будь со мной, уходи и постарайся понять: тебя на пути хочу на век потерять…» (Лихо завернул! Предлагаю объяснение: злодей-дальнобойщик в смятении чувств поясняет своей подруге, что после секса она должна покинуть кабину, иначе в пути с ней случится что-то нехорошее).

Н. Власова — «Знаю, что получу / Все, что ни захочу / Лишь бы мне все успеть / Спеть. // Я у твоих ног / Спасибо не говори / В этом тебе помог Бог / Его и благодари». (То ли песня породистой собаки, ниспосланной Богом, то ли сцена оказания певицей неких альтернативных секс-услуг клиенту. Вариантов трактовки этого «темного» текста много, но Бог тут явно ни при чем).

Реклама

Жасмин — «И глаза и губы / Завязали туго / Мы ниточкой одной…» (Мазохизм крепчал…)

Р. Алехно, А. Панайотов, А. Чумаков — «Я к тебе как к кресту приколочен» (Отака любовЪ! Христиане в шоке!)

ПРОПАГАНДА — «И ты стоишь ко мне спиной / Готовый повернуться в профиль» (На анфас героиня песни видимо не заработала)

К. Лель — «Я хочу совсем немного поломать твою тревогу / Я сегодня недотрога. Нет, наоборот / Я тебе давно сказала — мне тебя так не хватало / Обними — не будет мало. Вот меня несёт / Кручу-верчу, я к тебе хочу…» (Заслуженная производительница нечленораздельных сочетаний, Катя Лель здесь совершила очередной акт вандализма над родной речью — попыталась «ПОЛОМАТЬ тревогу». Что крутит и вертит, обезумевшая от страсти женщина, предлагаю каждому додумать самому. Вот уж действительно «несёт»…)

Реклама

РЕФЛЕКС — «Темная ночь, белые простыни. Глубже ладонь — чтобы запомнила». (Ну-у, это, ребятушки, уже жесткое порно!)

О. Газманов — «На заре я выйду в туман… и ноздрями землю втяну…» (Вот, что должен втягивать ноздрями патриот, а не кокаин всякий!)

Децл — «На сцене я, как лед, как уникальное растение / Для размножения нужна одна неделя». (Ну, у некоторых и быстрее этот процесс проходит. А на уникальное растение — похож, ничего не скажешь! — такая себе мичуринская неудача).

НЭНСИ — «Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла…» (Не поняли, как это «не спеша» и в то же время «быстро»? Темнота! Эйнштейна читать надо!)

ФАБРИКА — «Девочки фабричные, золотые локоны, / А любовь доверчива, как на небе облако»

Реклама
, — и еще — «А у неба нету дна, как билетов нет в кино». (Замечательное сопряжение несравнимых понятий. Смесь «теплого с мягким». Сразу вспоминается «Летели два крокодила, один — зеленый, другой — в Африку»).

Ю. Караулова — «Я попала в сети, которые ты метил. / Я самая счастливая на всей планете…» (У-у-у, биология! Так и представляешь шкодливых мартовских мужиков, которые МЕТЯТ сети).

ФАКТОР-2 — «На доске черчу таблицу Менделеева…» (С каким же это химическим уклоном должна быть школа, чтобы учеников заставляли чертить на доске ТАБЛИЦУ Менделеева?!)

Кроме неудобоваримых образов и метафор, попса часто грешит просто грубыми фактическими ошибками. «Ароматы гладиолусов» — это, конечно, изящно (слово-то какое «гла-ди-о-о-лус»), но цветы эти, к сожалению, не пахнут, так что «образ на сердце» высекать просто нечем.

Реклама

А какой «медвежий» комплимент заключен в песне группы ПРЕМЬЕР-МИНИСТР: «У неё глаза — 2 брильянта в 3 карата…». Смотрим в словарь: «1 карат равен 200 миллиграммам». В общем, глазенки у девушки выходят мышиные…

Не менее замечательна строчка песни группы ПРОПАГАНДА: «Пять минут на любовь, на любовь пять минут / Чтобы просто сказать твое имя…». Или девушка явно страдает общей заторможенностью реакций, или расстройством речи, или имя у ее избранника подлиннее, чем полные титулы испанских дворян.

Есть у попсы и свои шедевры! Да-да, идеальная дурновкусица и пошлость также способны восхищать. Когда-то у Майка Науменко спросили, зачем он читает отвратительные советские детективы 1950-х годов, на что певец метко ответил: «Это уже такая глупость, так плохо, что даже хорошо!». Лидером совершенной дурновкусицы, бесспорно, является группа БЕЛЫЙ ОРЕЛ со своим супер-попс-хитом «Как упоительны в России вечера» («Потому что нельзя быть красивой такой…» и «За нами — Путин и Сталинград…» тоже хороши). Здесь ВСЯ глубинная квинтэссенция русской пошлости: ее образы, идеалы, язык, конъюнктурность. Смешно до слез! Один мой друг даже не мог поверить, что БЕЛЫЙ ОРЕЛ пишет это серьезно. «Это же гениальный стеб! Пародия! — сказал он. — Не может обычный дурак столько раз создавать шедевры пошлости!» И действительно, оказалось, что автор знаменитых хитов БЕЛОГО ОРЛА — Виктор Пеленягрэ, член «Ордена куртуазных маньеристов», который известен своими «штилизациями под красивое». Нечто подобное творит и Данилко-Сердючка, при этом не скрывая иронического пародийного подтекста.

Реклама