«- Если кто-нибудь из них сумеет объяснить мне эти стихи, — сказала Алиса, — я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нет никакого смысла!»
(Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)
Попса раннего периода рубежа 1980−90-х годов была откровенно примитивна и бесхитростна. Обладатели простейших синтезаторов клепали на этих «шарманках» однотипные мелодии. С текстами поступали так же, особенно не напрягались, меняли «Белые розы» на «Желтые тюльпаны», «Лизу» на «Маргариту»
Пошло? Пошло. Но раннюю попсу отличала какая-то практически «пушкинская» ясность. Она могла вызывать скуку и отвращение, но особенно не удивляла. Здесь производители попс-продукта как бы открыто говорили: «Я не Лермонтов, не Пушкин, я блатной поэт Кукушкин».
Но безудержная плодовитость ЛАСКОВЫХ МАЕВ и ФРИСТАЙЛОВ вскоре до такой степени истрепала и так предельно обедненный попсовый словарь, что устали даже непритязательные слушатели. Убогость попсы была как голый зад, выставленный напоказ. А кто же захочет признаться во весь голос: «Да, я слушаю убогую музыку. Да, у меня дурной вкус»? Тем более, если этот дурной вкус — вкус богатых людей. Захотелось чего-то похожего, «но только с серебряными пуговицами», чего-то этакого туманно-возвышенного, навороченного (как говорили герои «гоблиновского» перевода, «чтоб было, как у Толстого, только лучше — типа «Ночной дозор»). Пришлось попсовикам повышать планку, точнее, замыливать глаза окружающим, усложнять аранжировки и «мутить», до этого простые как яйцо, тексты.
Вот тут-то и началось настоящее веселье! Попытки помудрить с образами в стиле Гребенщикова (Борис Гребенщиков
Вот чудесные образцы того, как претензии на «эдакое» оборачиваются редким идиотизмом. Наверное мало кто из поклонников певицы Валерии задумывался над строчкой:
Очень хитроумные образцы глупости и пошлости постоянно являет нам коллектив ГОСТИ из БУДУЩЕГО. Так и видишь, как завершив очередной опус, этот дуэт ощущает себя не «блатным поэтом Кукушкиным», а прямо-таки обитателями Парнаса. Ведь какой мощный и грустный образ разлуки — «И наши самолеты в небе разминутся»… А если бы не разминулись? То-то бы была драма в стиле Второй мировой войны! Или еще — «Я стою на краю в ожиданьи прыжка». Чьего, извините, прыжка? Своего? То есть, «прыжок подкрался незаметно»… А чувственная эротическая строчка «Мои губы опять не туда угодили…«? Осторожнее как-то с губами надо, внимательнее смотреть, что в рот берешь…
Кстати, о губах. Вот, например, как Лайма Вайкуле описывает еще одну пикантную ситуацию:
В общем, как честно сказала солистка ГОСТЕЙ из БУДУЩЕГО: «…Перепела как попало набело… Неважно, но так отважно…». Не спорю, чтобы вынести на публику такие тексты без стыда, надо обладать немалой отвагой.
Такой отваги не занимать и группе КОРНИ. Попробуйте воочию представить то, о чем поется в пресловутом шедевре «Ты узнаешь ее по имени»:
«Она любит пугливую речь,
Аппликацию леса в реке вертикальной,
Её почерк машинный наскальный,
Её профиль, как сон тишины…
Она любит варенье из ласк,
Арифметику, лето и опыты крови,
И её изумрудные брови
Колосятся под знаком луны…»
Гребенщиков (Борис Гребенщиков
Еще о нескольких попсовых перлах кратко:
Агутин-Варум — «Знаешь-знаешь, часики стоят, и минуты с нами не говорят». (Хватит уже разговаривать с минутами!)
Жасмин — «Мимо неба осень пролилась…» (как это?!)
А. Губин — «…Будь со мной, уходи и постарайся понять: тебя на пути хочу на век потерять…» (Лихо завернул! Предлагаю объяснение: злодей-дальнобойщик в смятении чувств поясняет своей подруге, что после секса она должна покинуть кабину, иначе в пути с ней случится что-то нехорошее).
Н. Власова — «Знаю, что получу / Все, что ни захочу / Лишь бы мне все успеть / Спеть. // Я у твоих ног / Спасибо не говори / В этом тебе помог Бог / Его и благодари». (То ли песня породистой собаки, ниспосланной Богом, то ли сцена оказания певицей неких альтернативных секс-услуг клиенту. Вариантов трактовки этого «темного» текста много, но Бог тут явно ни при чем).
Жасмин — «И глаза и губы / Завязали туго / Мы ниточкой одной…» (Мазохизм крепчал…)
Р. Алехно, А. Панайотов, А. Чумаков — «Я к тебе как к кресту приколочен» (Отака любовЪ! Христиане в шоке!)
ПРОПАГАНДА — «И ты стоишь ко мне спиной / Готовый повернуться в профиль» (На анфас героиня песни видимо не заработала)
К. Лель — «Я хочу совсем немного поломать твою тревогу / Я сегодня недотрога. Нет, наоборот / Я тебе давно сказала — мне тебя так не хватало / Обними — не будет мало. Вот меня несёт / Кручу-верчу, я к тебе хочу…» (Заслуженная производительница нечленораздельных сочетаний, Катя Лель здесь совершила очередной акт вандализма над родной речью — попыталась «ПОЛОМАТЬ тревогу». Что крутит и вертит, обезумевшая от страсти женщина, предлагаю каждому додумать самому. Вот уж действительно «несёт»…)
РЕФЛЕКС — «Темная ночь, белые простыни. Глубже ладонь — чтобы запомнила». (Ну-у, это, ребятушки, уже жесткое порно!)
О. Газманов — «На заре я выйду в туман… и ноздрями землю втяну…» (Вот, что должен втягивать ноздрями патриот, а не кокаин всякий!)
Децл — «На сцене я, как лед, как уникальное растение / Для размножения нужна одна неделя». (Ну, у некоторых и быстрее этот процесс проходит. А на уникальное растение — похож, ничего не скажешь! — такая себе мичуринская неудача).
НЭНСИ — «Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла…» (Не поняли, как это «не спеша» и в то же время «быстро»? Темнота! Эйнштейна читать надо!)
ФАБРИКА — «Девочки фабричные, золотые локоны, / А любовь доверчива, как на небе облако»
Ю. Караулова — «Я попала в сети, которые ты метил. / Я самая счастливая на всей планете…» (У-у-у, биология! Так и представляешь шкодливых мартовских мужиков, которые МЕТЯТ сети).
ФАКТОР-2 — «На доске черчу таблицу Менделеева…» (С каким же это химическим уклоном должна быть школа, чтобы учеников заставляли чертить на доске ТАБЛИЦУ Менделеева?!)
Кроме неудобоваримых образов и метафор, попса часто грешит просто грубыми фактическими ошибками. «Ароматы гладиолусов» — это, конечно, изящно (слово-то какое «гла-ди-о-о-лус»), но цветы эти, к сожалению, не пахнут, так что «образ на сердце» высекать просто нечем.
А какой «медвежий» комплимент заключен в песне группы ПРЕМЬЕР-МИНИСТР: «У неё глаза — 2 брильянта в 3 карата…». Смотрим в словарь: «1 карат равен 200 миллиграммам». В общем, глазенки у девушки выходят мышиные…
Не менее замечательна строчка песни группы ПРОПАГАНДА: «Пять минут на любовь, на любовь пять минут / Чтобы просто сказать твое имя…». Или девушка явно страдает общей заторможенностью реакций, или расстройством речи, или имя у ее избранника подлиннее, чем полные титулы испанских дворян.
Есть у попсы и свои шедевры! Да-да, идеальная дурновкусица и пошлость также способны восхищать. Когда-то у Майка Науменко спросили, зачем он читает отвратительные советские детективы 1950-х годов, на что певец метко ответил: «Это уже такая глупость, так плохо, что даже хорошо!». Лидером совершенной дурновкусицы, бесспорно, является группа БЕЛЫЙ ОРЕЛ со своим супер-попс-хитом «Как упоительны в России вечера» («Потому что нельзя быть красивой такой…» и «За нами — Путин и Сталинград…» тоже хороши). Здесь ВСЯ глубинная квинтэссенция русской пошлости: ее образы, идеалы, язык, конъюнктурность. Смешно до слез! Один мой друг даже не мог поверить, что БЕЛЫЙ ОРЕЛ пишет это серьезно. «Это же гениальный стеб! Пародия! — сказал он. — Не может обычный дурак столько раз создавать шедевры пошлости!» И действительно, оказалось, что автор знаменитых хитов БЕЛОГО ОРЛА — Виктор Пеленягрэ, член «Ордена куртуазных маньеристов», который известен своими «штилизациями под красивое». Нечто подобное творит и Данилко-Сердючка, при этом не скрывая иронического пародийного подтекста.