Как Губерт Уилкинс пытался достичь Северного полюса на подводной лодке?

Реклама
Грандмастер

Идея достижения полюса подо льдом Северного ледовитого океана существовала давно. Но осуществить её удалось только 50 лет назад, хотя первая попытка была предпринята еще в 1931 году.

Стоит отметить, что в середине XVII века англичанин Джон Уилкинс в общих чертах описывал «ковчег», который мог бы осуществлять плавания под водой. Любопытно, что, по его мнению, подобное судно могло бы подо льдами доплывать и до полюсов. Естественно, что плавания подо льдом в то время были расценены как безудержная фантазия.

Прошли годы, и за осуществление смелой идеи своего далекого предка взялся известный американский полярный летчик и путешественник Губерт Уилкинс. К этому времени он успел поучаствовать в нескольких полярных экспедициях в Арктике и в Антарктике, имел в научных кругах репутацию серьезного исследователя и опытного полярного летчика. В 1930 году по его просьбе ВМФ США за символическую плату (один доллар в год) фирме «Лэйк и Дэненхоуер» была передана на 5 лет списанная подводная лодка, которую планировали переоборудовать для проведения подледного плавания к Северному полюсу.

Реклама

Несмотря на древность, лодка имела неплохие технические характеристики. Длина в 55 метров и высота в 4,7 метров позволяли разместить в ней значительное количество специального оборудования. Два 500-сильных дизеля обеспечивали надводный ход со средней скоростью 20 километров в час. Аккумуляторные батареи позволяли до 42 часов идти в подводном положении со скоростью порядка 6 километров в час.

В начале июня 1931 года лодка под командованием бывшего капитан-лейтенанта американского флота Слоуна Дэненхоуера покинула порт и взяла курс к берегам Европы. В Атлантике на лодке произошли серьезные поломки, так что ей пришлось продолжить путь на буксире линкора «Вайоминг». В английском Давенпорте субмарина стала на ремонт, который проводился в авральном порядке, так как Уилкинс не хотел переносить экспедицию на следующий год.

Реклама

В начале августа 1931 года отремонтированный «Наутилус» смог в надводном положении перейти в норвежский порт Берген, где принял на борт членов экспедиции и загрузил недостающее оборудование и продовольствие. Кроме Уилкинса, возглавившего экспедицию, в ней приняли участие известные полярные исследователи X. Свердруп и Ф. Сауль.

Только 12 августа лодка взяла курс к Шпицбергену. По пути «Наутилус» попал в серьезный шторм, который и субмарина, и экипаж выдержали с честью. Первоначально Уилкинс предполагал подо льдом достичь Северного полюса и, если получится, всплыть на нем, затем пройти к берегам Аляски. Но время, благоприятное для северных путешествий, было упущено, и ему пришлось внести в планы значительные коррективы. Было принято решение совершить плавание севернее Шпицбергена, по возможности зайдя как можно дальше под ледяные поля. При этом производить различные исследования и собирать образцы морской фауны и флоры.

Реклама

18 августа Уилкинс приступил к выполнению скорректированного плана, направив «Наутилус» на север к полярным льдам. Уже вечером следующего дня лодка подошла к кромке ледяного поля и стала готовиться к погружению. Оказалось, что погрузиться «Наутилус» не может, так как во время перехода был потерян руль глубины. Но это не остановило исследователей. Было принято решение провести все возможные испытания лодки в ледовых условиях, в том числе хотя бы носовой частью субмарины «залезть» под ледяной покров, чтобы проверить прохождение света сквозь ледяную толщу и возможность ориентации подо льдом.

Эксперимент с частичным погружением удался. «Я не мог отделаться от чувства, что мы подвергаемся значительному риску, пробуя насильно загнать лодку под лед. Без руля глубины она не была способна управляться, а если слишком много набрать воды в цистерны, то лодка могла сейчас же пойти ко дну», — написал впоследствии об этом погружении X. Свердруп.

Реклама

Так как в ледяном поле были значительные полыньи, Уилкинс попытался как можно дальше пройти на север, выполняя океанографические исследования. Ему удалось продвинуться до широты 81°59'. Ранее так далеко на север в районе Шпицбергена суда не заходили. На этом исследования были завершены, а лодка отправилась в обратный путь. В Бергене «Наутилус» встал на временный прикол, затем был отведен от берегов Норвегии и затоплен в нейтральных водах. А Уилкинс и участники экспедиции на обычном пассажирском пароходе отправились в Америку.

Первая попытка приблизиться к Северному полюсу на подводной лодке окончилась неудачей. Но она не была напрасной. Была подтверждена возможность использования подводной лодки для плавания во льдах, получены уникальные научные сведения о Северном ледовитом океане.

Реклама

Еще при жизни Уилкинса его заветная мечта была осуществлена. Американская атомная подводная лодка, которая по стечению обстоятельств тоже носила имя «Наутилус», 3 августа 1958 года достигла Северного полюса. Через четыре месяца (1 декабря) Губерт Уилкинс скончался. Военные моряки выполнили его последнюю волю: 17 марта 1959 года на Северном полюсе всплыла атомная субмарина «Скейт», и привезенный на ней прах полярного исследователя был развеян надо льдами.

Реклама