Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не сажают овощи и не ходят на охоту, а размечают на земле загадочные полосы, надевают наушники и кричат непонятные слова в какие-то железные ящики. Потом они светят в небо кострами или прожекторами, машут флажками — и с неба прилетают железные птицы и привозят им все эти чудесные вещи, которые американцы дают островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок.
Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами, а главные белые кричали им разные неведомые слова. Потом война кончилась, бледнолицые свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.
Туземцы не были лентяями — они много трудились и, рискуя жизнью, охотились на крокодилов, а их женщины трудолюбиво растирали зерно, разводили кур и вялили мясо. Но сколько они ни терли деревяшки и сколько ни обрабатывали камень — у них не получались ни желтенькие палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни красивые фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.
И тогда они стали думать: что же они делают не так? Почему бледнолицым падало с неба такое добро, а они денно и нощно копали огороды и крутили жернова — и им ничего с неба ни разу не упало? Наверное, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые? А именно — кричать слова в железную коробку, надев на уши приспособления, а затем проложить полосы, разжечь костры и ждать? И с неба снова упадет всякое изобилие, которое не надо выпиливать, вытачивать и выскабливать из костей больших рыб? Наверное, все это — особо мощные магические ритуалы, сильнейшее волшебство, которым овладели бледнолицые и тем самым обманом заставляют потусторонние силы приносить им все эти блага? А на самом деле все эти хорошие вещи должны принадлежать всем людям поровну!
Ведь совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появились именно в результате магических действий! Ведь никто никогда не видел, чтобы американцы их ДЕЛАЛИ!
Когда спустя некоторое время до острова невезения добрались ученые антропологи, они обнаружили там совершенно невиданные ранее религиозные культы. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты, очень похожие на настоящие. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами, и они старательно маршировали, держа плетеные винтовки…
Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, мало молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, маршировать, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им пятьсот эскимо. Появились жрецы, мудрецы и учителя, которые лучше других знали, как правильно ублажать богов и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов… За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать бататы и ловить крокодилов. Ученые забили тревогу — племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений: ведь чудесные вещи наконец-то опять стали падать с неба!
Это явление получило название «культ карго» (cargo cult) и в настоящее время еще кое-где сохранилось, в частности на острове Ваноату. Приверженцы культа обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке, производстве и экономике весьма примитивны. Они твердо понимают очевидную (для них) истину — иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле (используя каменные орудия и костяные иглы). А значит — надо молиться и верить.
Термин получил широкую известность благодаря речи физика Ричарда Фейнмана, произнесённой в Калифорнийском технологическом институте и озаглавленной «Наука самолётопоклонников», которая позже вошла в книгу «
Вам ничего не напоминает подобный метод?
Например, приписывание всего, что непонятно исходя из доступных знаний — потусторонним силам, которые можно ублажить колокольчиками или выкатыванием яйца и заклинаниями бабки?
Или имитация ритуалов, принятых в успешных западных фирмах (логотипчики, тренинги, презентации, обучение маркетингу, корпоративные мероприятия) — вместо того, чтобы как следует наладить бесперебойное снабжение, качественное производство, и добиться от персонала добросовестной работы?
Или уверенность, что, повторяя какие-то ритуалы для ублажения божества, можно добиться, что с неба придет добрый владыка, а тем, кто проделывал ритуалы лучше всех — с неба в изобилии упадут мешки с фонариками, банками джема и спичками?