Будущий художник родился 8 января 1836 года в Нидерландах. Воспитанник антверпенской Академии художеств, где учился у Йозефа Дикманса, Густава Вапперса и Яна Лейса, он уже в шестидесятые годы вырвался из обыденности традиционной голландской живописи и посвятил свой талант солнечному миру древнего Рима. А виной всему — путешествие в Италию, которая перевернула его творческую жизнь.
Потрясенный величественными руинами средиземноморских городов, он захотел передать на полотнах жизнь, которая когда-то бурлила на улицах Рима, Помпеи или Геркуланума. Чтобы показать детали той далекой жизни с максимальной достоверностью, он занялся серьезным изучением древнего Средиземноморья. Археологические изыскания стали его второй страстью. Первой, несомненно, была живопись.
Его картины правдивы до малейших деталей. Именно так, как он изображал, одевались древние римляне, именно так выглядели внутренние убранства богатых домов и лавок ремесленников, именно так украшали Колизей и праздновали приход весны, именно так жрецы совершали таинственные обряды жертвоприношений, а молодые девушки осыпали цветами возвращающихся с битвы воинов. Даже маститые ученые вынуждены были признать за художником хорошее знание истории и скрупулезное воссоздание на полотнах мельчайших деталей быта людей той далекой эпохи.
Главными героями картин Лоуренса были женщины, которых он любил изображать в различных жизненных ситуациях. Казалось, он хочет показать, что за тысячелетия меняется только одежда и стиль жизни, а женщина остается такой же, как её и создала природа: красивой и грациозной, игривой и непосредственной.
В 1873 году он получил британское подданство и навсегда переселился в Англию, где его работы пользовались большой популярностью, свидетельством чего стало возведение Лоуренса Альма-Тадема в рыцарское достоинство.
Даже в туманном Альбионе он пытался окружить себя привычным и любимым южным антуражем. В его лондонском доме был сооружен бассейн, окруженный мраморными лежанками и резными колоннами, в комнатах размещалась большая коллекция античных предметов и одеяний, многие из которых он изображал на своих картинах.
Все, кто хорошо знал Лоуренса, заражались его любовью к античности и живописи. Художницами стали его вторая жена Лаура, сестра жены Эллен Нелли Госс и дочь художника от первого брака Анна. Причем, жена, которую он учил живописи сам, добилась значительных успехов. Её полотна, на которых она любовно изображала резвящихся детей, лирические пейзажи и яркие натюрморты пользовались в Англии большой популярностью. На Всемирной Выставке в Париже в 1878 году картины Лауры Альма-Тадема были удостоены серебряной медали. В 1896 году в Берлине прошла большая выставка её работ, отмеченная золотой медалью, а лучшие картины с выставки были приобретены императором.
Стоит отметить, что многим зрителям из стран СНГ картины Лоуренса Альма-Тадемы кажутся знакомыми. Это связано с тем, что в наших художественных музеях хранится значительное количество работ другого прекрасного мастера той эпохи, Генриха Ипполитовича Семирадского, сюжеты и манера исполнения которых близки к картинам Альма-Тадемы. Случаются и курьезы, когда даже знатоки живописи путаются в авторстве работ этих интересных мастеров.
В картинах Лоуренса Альма-Тадемы нет глубокого психологизма и социальных конфликтов. Они не бередят душу, они просто ласкают взгляд, вызывая ностальгию по ушедшему времени. Они сентиментальны и в чем-то декоративны, но полны света, красоты и обаяния, которых так порой не хватает в наше суровое время. Они вызывали и вызывают неподдельный интерес зрителей и надолго остаются в памяти.