Когда-то в северных краях, в нынешних пределах Карелии, Поморья, Новгорода, на Ладоге, Ояти
Птицы, звери, человеческие фигурки — вот что собой представляли панки.
Особо стоит сказать о куклах-панках, весьма напоминающих языческих идолов (чуров), которые издревле были предназначены для ритуалов аграрной и охотничьей магии, но и с угасанием их сохранили архаичную форму. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле (но только не в печи) 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности…
Как же выглядели готовые куклы-панки?
Чаще они имели имели столбоватые фигуры (как поленце), круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным гвоздем). Впрочем, в некоторых местах — на Кольском полуострове, в частности, — встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на досочке чертили силуэт панки, а затем выпиливали его.
Черты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали не от лености, а вполне сознательно: считалось, подобным образом обеспечивается защита от вселения злых духов (которые, по древним поверьям, проникают через глаза, рот, нос и уши в первую очередь). И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным.
Ведь наши древние отечественные панки были оберегами.
Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки и при этом приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Мать Сыру-Землю, основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. Куколок посвящали новорожденным, дарили детям, вручали невестам в знак благословления на свадьбу. За свадебным столом у северян панку передавали из рук в руки по кругу, припевая: «Раздайся, народ! Девья краса идет…».
Девочки, получившие панку, сами или с материнской помощью обряжали ее в блузку и юбку или сарафан с национальными узорами, берегли. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось большим грехом. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир (потому и находят их археологи в древних захоронениях).
…Прошлым летом довелось полюбоваться в Кижах, как мастер делает деревянную куклу-панку. А недавно узнала, что и среди городецких творцов были мастера по панкам. Например, Тимофей Краснояров (1904 — 1985) — потомственный умелец, сын знаменитого художника городецкой росписи Федора Семеновича Красноярова. Во всю мощь талант Тимофея Федоровича проявился после выхода на пенсию, когда он обосновался в домашней мастерской и стал создавать уникальные произведения, в том числе, используя мотивы северных кукол.
Никоим образом не противопоставляя христианство и язычество, будучи горячей поборницей свободы вероисповедания, полагаю все-таки, что традиции народной культуры, идущие из глубины веков, заслуживают памяти и уважения. Вы согласны?