Где и когда появились первые панки? Оказывается, у наших предков

Реклама

Надо полагать, что, прочитав заголовок, читатели уже в курсе: речь пойдет не о музыкальной субкультуре, предполагающей выразительные метки во внешнем виде у причастной к ней молодежи и названной по английскому «punk», что в переводе значит «гнильё, чепуха» или даже «паршивец».

Когда-то в северных краях, в нынешних пределах Карелии, Поморья, Новгорода, на Ладоге, Ояти и т. д. слово «панки» обозначало деревянные игрушки из цельного природного материала и происходило от изначального «панг», т. е. корень, ствол.

Птицы, звери, человеческие фигурки — вот что собой представляли панки.

Особо стоит сказать о куклах-панках, весьма напоминающих языческих идолов (чуров), которые издревле были предназначены для ритуалов аграрной и охотничьей магии, но и с угасанием их сохранили архаичную форму. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле (но только не в печи) 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности…

Реклама

Как же выглядели готовые куклы-панки?

Чаще они имели имели столбоватые фигуры (как поленце), круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным гвоздем). Впрочем, в некоторых местах — на Кольском полуострове, в частности, — встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на досочке чертили силуэт панки, а затем выпиливали его.

Черты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали не от лености, а вполне сознательно: считалось, подобным образом обеспечивается защита от вселения злых духов (которые, по древним поверьям, проникают через глаза, рот, нос и уши в первую очередь). И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным.

Реклама

Ведь наши древние отечественные панки были оберегами.

Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки и при этом приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Мать Сыру-Землю, основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. Куколок посвящали новорожденным, дарили детям, вручали невестам в знак благословления на свадьбу. За свадебным столом у северян панку передавали из рук в руки по кругу, припевая: «Раздайся, народ! Девья краса идет…».

Девочки, получившие панку, сами или с материнской помощью обряжали ее в блузку и юбку или сарафан с национальными узорами, берегли. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось большим грехом. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир (потому и находят их археологи в древних захоронениях).

Реклама

…Прошлым летом довелось полюбоваться в Кижах, как мастер делает деревянную куклу-панку. А недавно узнала, что и среди городецких творцов были мастера по панкам. Например, Тимофей Краснояров (1904 — 1985) — потомственный умелец, сын знаменитого художника городецкой росписи Федора Семеновича Красноярова. Во всю мощь талант Тимофея Федоровича проявился после выхода на пенсию, когда он обосновался в домашней мастерской и стал создавать уникальные произведения, в том числе, используя мотивы северных кукол.

Никоим образом не противопоставляя христианство и язычество, будучи горячей поборницей свободы вероисповедания, полагаю все-таки, что традиции народной культуры, идущие из глубины веков, заслуживают памяти и уважения. Вы согласны?

Зачем наши предки держали за печкой… кукол?

Реклама