Элегантные женщины в подражание маркизе де Помпадур начинают носить кружевные чулки. В 19 веке мужские чулки потеряли свое значение, постепенно превратились в носки, оставшись атрибутом мужской одежды до наших дней. А ведь еще Английский король Генрих VIII считал бесценным даром пару чулок, полученных из Испании. Кавалеры эпохи барокко и рококо надевали к облегающим панталонам белые чулки. Людовик XIV «ввел» в свет чулки до колен.
Без внимания женщин не остались и туфли.
Имя первого изобретателя каблуков туфель, к сожалению, остается загадкой. Но хорошо известно, что башмачники Франции в ХVI веке проделали в подошве мужской обуви небольшой паз, который облегчал помещение ступни в стремя при верховой езде. Первые туфли на каблуках были созданы для мужчин, причем для мужчин высшего сословия. Позже туфли переместились в обычную жизнь.
Что же до женской туфельки, то внимание на интересное изобретение обратила супруга герцога Орлеанского — Екатерина Медичи. В 1533 году она заказала сапожнику пару модных туфель. Вскоре мода на высокие каблуки охватила всю французскую аристократию. Туфли имели узкий и вытянутый носок. Их украшали вышивкой, лентами, которые крепили на подъеме каблука.
Со временем, чтобы упорядочить разнообразие туфель по форме, появляются названия у каблука: «рюмочка», «шпилька», «танкетка», «платформа»
Французская революция сопровождалась переворотом не только в умах и головах людей, но и в моде. На «арену» выходят туфельки без каблука с завязками вокруг икр. Влияние на развитие моды оказала жена Наполеона I Жозефина Богарнэ. Модная дама, и это стало эталоном в свете, должна была иметь более трехсот шляпок и столько же пар обуви. И многие себе это позволяли.
Думается, что разговор о туфлях на каблуках невозможен без истории о самой обуви. Ведь с нее все и начиналось… Она была удобная для ходьбы, изготавливалась из шкур животных, утеплялась травой и сухими листьями. Право носить простые сандалии из пальмовых листьев, а затем и кожи, позволялось в Древнем Египте лишь фараону, затем и его приближенным. Древние греки надевали сандалии из кожи на пробковой и веревочной основе, укрепленные на икрах ремешками. Появляются высокие резиновые сапоги, которые носили военачальники. Сандалии у женщин были намного изящнее и мягче. Они также любили щеголять в шнурованных башмаках из кожи. Особую моду ввели актеры: они носили низкие плоские тапочки или котурны- ботинки на высокой деревянной подошве, на которой они выглядели выше.
Исследователи моды говорят, что туфли на каблуке придумали еще в Древнем Риме. Другие уверены, что сам Леонардо да Винчи изобрел каблук, чем в который раз опередил свою эпоху… Но продолжим наш экскурс в историю создания обуви. Считается, что византийская обувь является не только наследницей античной моды, но и предшественницей моды раннего средневековья. Кстати, длинный носок туфель связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы.
Одной из самых загадочных историй моды на обувь стала «шпилька». Многие исследователи считают, что честь создания первых туфель на шпильках принадлежит дизайнеру Дома Моды Диор Charits Jourdah. Якобы он изобрел первые свои модели еще в 20-е годы ХIХ века. Но еще несколько знаменитых европейских обувщиков претендуют на почетное звание изобретателя этого каблука. Среди них два француза — Роже Вивьер, Раймоне Массаро и итальянец Сальваторе Феррагамо. Роже Вивьер еще в 1953 году для коронации Елизаветы Английской создал босоножки на тонких и высоких каблуках, усыпанных рубинами. Его клиентками впоследствии стали Мария Каллас, Одри Хепберн, Софи Лорен и другие известные дамы. Не менее именитые клиентки обувались у дамского мастера — Раймоне Массаро. Говорят, что туфли актрисы Марлен Дитрих, украшенные стразами, до сих пор стоят в мастерской Массаро.
Поднять шпильку на высоту более 10 сантиметров догадался Сальваторе Феррагамо. Кроме того, он насадил каблук на металлический стержень. Одной из первых женщин, чьи ножки украсили его туфли, стала актриса Мерилин Монро… Простой и бедный 16-летний сапожник Сальваторе уехал из Неаполя в Америку, чтобы постичь профессию в совершенстве. Затем у себя в Италии он создал настоящую обувную «империю». Он создавал туфли из разных материалов: кожи ящерицы, змеи, рыбы, страуса, антилопы и леопарда. Использовал бисер, бархат, парчу, нейлон, соломку, кружева, вышивку… Поистине он был неистощим на фантазию.
Нельзя не сказать еще об одном обувном «кудеснике». Это Маноло Бланик. Родившись на Канарских островах, этот юный человек (наполовину испанец, наполовину чех) еще в детстве мастерил крошечную обувь для обезьянок и ящериц. Выучив в Швейцарии право и литературу, Маноло уезжает в Нью-Йорк, где вплотную занимается дизайном обуви. Модной туфельку от Бланик делает ее штучность. Англичане наградили его почетными призами от Королевского Лондонского колледжа искусств и Королевского обществ искусств Великобритании (2003 год). Практически обувь Маноло стала предметом коллекционирования.
Меняемся мы, меняется мода на обувь, но наш интерес к ней неизменен. Изящные туфли на каблуке придают женщине неповторимую элегантность, помогают ощутить себя на все «сто». Знатоки хорошей обуви считают, что ее надо передавать по наследству, как корону монарха…