Арт-хаус — понятие, которое сочетает в себе фильмы, несущие некое новаторство, художественный поиск. Это так называемое «кино не для всех». Оно привлекает более искушенного, образованного зрителя, киногурмана. Думаю, сейчас у вас возникла мысль о том, что таких не столь много. Да, потому и аудитория у арт-хаусного кино не столь велика, как у голливудского.
Вы не увидите на премьере артхауса зрителей с чипсами в руках, которые во время сеанса будут пить и есть. И тем более не найдете человека, который скажет: «Пустой, никчемный кинофильм». Просто такие зрители не пойдут смотреть Годара или Бертолуччи, они «застолбят» билет на новый американский боевик или комедию.
Понятие, о котором я сейчас веду речь, родилось в сороковых годах прошлого века. Тогда так называли классические довоенные ленты. Спустя чуть больше десяти лет в Париже основали Международную конфедерацию арт-хаусных кинотеатров CICAE. Это стало большим шагом для развития «странного», как считают многие, кино.
Теми, кто прокладывал путь-дорожку новому кинонаправлению, стали режиссеры низких жанров. В свое время они славились фильмами об уродцах, грешниках, телесных изуверствах. Определенная часть смотрящей аудитории одобрила то, что видела на экране. Это и стало толчком к развитию арт-хауса.
Однако не случись в одно время Годару, Хичкоку, Ромеру и иже с ними найти себя в кинематографе, не было бы, наверное, сейчас ни арт-хауса, ни этого материала. Эти люди поставили «кино не для всех» на ноги. Сейчас их фильмы — классика жанра, но оценить их творчество дано не каждому.
Так в чем же суть и соль? Понять это поможет небезызвестная в широких кругах картина «Ведьма из Блэр». Выпускниками флоридского кинофакультета был совершен беспрецедентный переворот в арт-хаусном кино. В 1999 году они снимают свой фильм, имея в списке актеров лишь три имени, а в сценарии всего одно название будущего киношедевра. Трое действующих лиц были отправлены в осенний лес, где им предствояло снимать друг друга. А режиссер тем временем иногда подбрасывал им всяческие указания. Результатом стала лента, рассказывающая о якобы пропавшей в чаще зловещей ведьме. Только самый смелый мог пророчить фильму успех. И не ошибся бы. Зрители буквально ломанулись в кинотеатры. А спустя время «Ведьму из Блэр» стали называть первым арт-хаусным блокбастером.
Более серьезным я считаю в этом жанре кинематограф Азии. На слуху у широкой аудитории такие имена, как Ким Ки-Дук, Вонг Кар Вай и прочие представители азиатской волны. Их ленты тяжелее, и неподготовленному зрителю смотреть не порекомендую. Просто сначала, минут 30, бурного действия вы не увидите, обильного количества диалогов на экране также мало. Вам попросту станет скучно, ведь привыкли-то к другому. Азиатская жестокость, самоистязание в неистощимом желании познать себя, ощутить мир иначе, жить по-настоящему.
Зачем идти в кино на арт-хаус? Чтобы смотреть от первой минуты до последнего титра. Чтобы слушать каждый звук, даже если большая часть из них — шум ветра или волн. Чтобы думать над каждым движением, рассуждать, постигать «великий смысл и тайную истину». Чтобы потом, спустя долгих два с половиной-три часа выйти из кинозала с разорванным сердцем, бурным потоком мыслей в голове, но удовлетворенным. Прийти домой и подумать: как же это жить?..