На такое использование рога наталкивала сама его естественная форма. По той же причине делали из рога пастушьи рожки, пороховницы, чернильницы — лишь опилив его, очистив и обеспечив пробками и иными деталями. А вот «править» — выпрямлять рог, обрабатывать его как плоский материал — до этого в российских пределах додумались вологодские мастера. Они изобретали новые приемы обработки, формы изделий, творили, воспаряя от рамок кустарного промысла к высотам искусства.
Устьянщина, давшая половину названия промысла — это юго-запад Кадниковского уезда Вологодской губернии. Вторая половина названия — «рог» — конечно, от использовавшегося материала. Сырье для промысла — это коровьи рога.
Исследовавшие историю промысла А.А. Глебова и Л.А. Бызова отмечают: «В конце XIX — нач. XX в. „устьянский рог“ был, пожалуй, более известен и популярен, чем знаменитое вологодское кружево. Произведения из рога экспонировались на всех крупнейших кустарных выставках».
Ассортимент продукции промысла был широчайший. Производились пуговицы (хотя они чаще вырубались из иного материала — копыт), вилки, ложки, зубочистки, гребни, шпильки, мундштуки, шкатулки (в том числе и украшенные мозаикой из рога), ножи для бумаги, а также принадлежности для аптекарской работы (пинцеты, совки, шпатели, чашечки), те же чернильницы, пороховницы, оправы для пенсне… Промысел был в состоянии удовлетворять массовый спрос на недорогие предметы повседневного обихода, но также и производить вещи уникальные, элитарные.
Изделия промысла сейчас хранятся в музейных коллекциях Москвы и Петербурга. Наиболее значительная же коллекция принадлежит Вологодскому государственному музею-заповеднику. Это собрание включает в себя даже изготовленную из рога мебель — два кресла и туалетный столик! Здесь фонд формировался целенаправленно, экспонаты собирали в ходе историко-этнографических экспедиций. Среди экспонатов оказались не только сами изделия, но и орудия производства — инструменты, станки, использовавшиеся мастерами.
Предполагается, что основателем промысла был вологодский крестьянин Андрей Андрианович Глинкин, который освоил «премудрость» в Петербурге, в конце 1830-х годов, и, вернувшись на родину, основал здесь дело по изготовлению гребней. Соотечественники Глинкина воодушевились его примером, промысел вышел за пределы и родной деревни, и Устьянской волости. В 1878 году занятыми в промысле числилось 158 мастеров, а в начале XX века — уже 700!
Обработка рога для изготовления всех этих вещей требовалась долгая, работа была весьма грязная. Промысел не мог основываться только на местном сырье — потому существовала надобность в заготовителях, оптовых поставщиках (вспомним приснопамятную контору Остапа Бендера «Рога и копыта»!). Рог от местного скота был мелким, коротким. Мастера предпочитали работать с рогом от черкасских волов, холмогорских быков. Закупали рог и за границей, отвозя туда готовые изделия. Широко сбывалась готовая продукция и на территории всей России.
Подготовка сырья ставила целью прежде всего очистить рог, выварить, чтобы он стал мягким, а затем — выпрямить под прессом, сделать плоским. Полученные таким образом плашки поступали к «роговщикам» — мастерам-художникам. От них требовалось определить назначение плашек, сообразуясь с природным рисунком, который выявила обработка.
Мастера активно применяли в работе над изделиями сквозную резьбу (хотя особенности материала не всегда позволяли это делать), окрашивали, шлифовали, полировали. Рог в процессе обработки обретал полупрозрачность и цвет (либо природный, либо приданный протравой). Полупрозрачность и волокнистость рога обеспечивали игру света в толще материала. Полированный рог был красив, приятен на ощупь.
Отходы производства — обрезки, стружка — использовались как удобрение и как сырье для клееварения.
Этот промысел — «устьянский рог» — выдается из ряда прочих народных художественных промыслов довольно четкими хронологическими границами своего бытования. С середины XIX до середины XX века жил он. Потребность рынка вызвала его к жизни, рыночная же реакция — конкуренция пластиковых изделий, полное отсутствие спроса — обусловила и его «смерть».
На конец XIX в. в России вообще приходился взлет интереса к художественным особенностям различных кустарных промыслов, постановка их на «научную» основу, начало их изучения. Тому свидетельство — всевозможные выставки, устройство кустарных музеев, преподавание ремесел в школах и училищах. А также внимание историков, этнографов к промыслам, истории их бытования.
Все эти этапы прошел в своем развитии и устьянский рог. Как это характерно для многих других промыслов, после революции 1917 г. кустари-роговщики объединялись в артели, была попытка создания фабрики по производству роговых изделий. Удар, после которого промыслу не суждено было оправиться, нанесла Великая Отечественная война. На фронте оказались мастера — без них некому было выполнять трудоемкую, требовавшую сильных мужских рук работу по правке рога.
После войны случился короткий период оживления промысла, но гораздо проще и выгодней оказалось делать ту же продукцию из пластмасс. В 1990-е годы была предпринята попытка восстановить промысел, но без государственной поддержки она оказалась обречена на неудачу.
Конечно, пытаться восстановить промысел в прежних формах и объемах — затея бессмысленная. Но как художественный промысел устьянский рог вполне мог бы существовать. Для того, например, чтобы самобытными сувенирами пополнить багаж туристов. И дать занятие местному населению. Но более всего — для того, чтобы региональная культурная жизнь имела оригинальный характер.