Детство художника было окрашено тёмными красками: его мать и сестра умерли от туберкулёза, в семье не водилось лишних денег. Печаль и боль утрат, знакомые Мунку с ранних лет, терзали душу художника на протяжении всей жизни, и раз за разом в его картинах находили отражение смерть, печаль, одиночество. «Больной ребёнок» — первое серьёзное произведение Мунка было написано о сестре, а картина «Ночь» — воплощение одиночества и безразличия к жизни — стала ответом на безвременную кончину отца.
Эдвард Мунк творил во времена Ван Гога, но в отличие от своего великого современника он профессионально обучался живописи: до 1889 в родной Норвегии, а затем, перебравшись во Францию. В то время в живописи царил постимпрессионизм, только зарождался модерн. Но Мунк — неординарный художник: он привнёс в живопись того времени новые черты, предвосхищая появление экспрессионизма. Стоит отметить, что многие не понимали мастера: в 1892 году его выставка в Берлине была со скандалом закрыта, а самого Мунка подвергли жёсткой критике.
В основном вся живопись, принадлежащая кисти художника в период 1890—1910 годов, относится к незавершённому циклу «Фриз жизни». Но в творчестве Мунка преобладали не только вечные темы: жизнь и смерть, отношения между мужчиной и женщиной. Когда в искусстве популярным становится декоративный стиль, Мунк подтверждает свой разносторонний талант, выполнив несколько работ в новом жанре. Также художник писал красочные пейзажи, был знаменит своими работами в области графики.
Приход нового — и века, и славы — совпадает для Мунка с проблемами личного характера. Его мучают воспоминания о трагической любви, художник страдает от алкоголизма. В итоге Мунк решается на 8-месячный курс лечения в Копенгагене, после которого в 1909 году возвращается в Норвегию, где и живёт до конца жизни, зарабатывая продажей гравюр и картин, декорируя здания. Великий художник умер 23 января 1944 года, завещав свою коллекцию картин столице Норвегии. В 1963 году в Осло открылся Музей Э. Мунка.
Примерно через полвека после смерти Мунка его картины начали воровать с завидной регулярностью. Первая кража была совершена в 1988 году: картину «Вампир» похитили из Музея Мунка, но, к счастью, она была быстро обнаружена. В 1993 году из Национальной картинной галереи Норвегии похитили «Портрет в студии», до сих пор картина не найдена. В 1994 году, опять же из Национальной галереи, похитили версию всемирно известного «Крика» (существует 4 варианта этого произведения, принадлежащие кисти Мунка). Картину нашли спустя 3 месяца.
А в августе 2004 года грабители отважились на кражу среди белого дня. Это ограбление принято считать одним из самых дерзких в мире искусства: ведь были похищены «Мадонна» и «Крик» — самые известные работы художника. Вооружённые преступники ворвались в Музей Мунка, когда там было много посетителей. Сорвав картины со стен, дерзкие налётчики беспрепятственно покинули здание и скрылись на ожидавшей их машине. Картины обнаружили лишь спустя два года — в августе 2006-го.
После громкого ограбления Музей Мунка закрыли на целый год, а в других местах, где хранится подлинный Мунк, была усилена охрана. Например, три полотна мастера в отеле «Континенталь» в Осло заменили фотокопиями, которые и были благополучно украдены. Весной 2005 года из другого норвежского отеля были похищены три подлинника — грабителей задержали через день.
Остаётся только гадать, какая картина великого норвежского художника пропадёт следующей. Может, это будет «Белая ночь. Осгардстран», которая хранится в Москве в Музее изобразительных искусств имени Пушкина? Ответить на этот вопрос так же трудно, как понять, почему картины Мунка пользуются такой популярностью у грабителей.