Как справляет Пасху русская православная Америка?

Реклама
Грандмастер

Когда поручик Голицын и корнет Оболенский по трапам через корзинки-картинки-картонки под уздцы втаскивали своих вороных на убегавшие от красных последние пароходы, когда на Змеином острове в нейтралке этих вороных выбрасывали на берег, когда в Стамбуле и Бухаресте поручики и корнеты продавали за гроши свое табельное оружие, тогда-то это и началось… Церкви наши уже затеяли развод. И развелись.

Вера получилась одна, а церкви разные. Кто сейчас кинет камень в первую волну белоэмиграции? Это теперь нам позволили знать, что пришел Великий Хам. А тогда, в те годы, когда страна воевала сама с собой в гражданскую, нехамская часть населения начала свой великий Бег от Хама. Это была не худшая часть населения. Ныне расселенная в мировой диаспоре как еврей после испанского гонения. Сохранившая свою веру. Построившая свои храмы в чужих странах. Устелившая своими погостами с православными крестами всю Европу и Америку.

Реклама

Русская часовня на кладбище Джоржа ВашингтонаВопрос веры для любой из волн иммиграции есть не только вопрос конфессиональной принадлежности, но скорее вопрос национальной самоидентификации. Для правнуков белого иммигранта, давно уже перешедших на английский или французский язык, взращенных в третьем поколении на другой культуре и в других этнических традициях, именно православие оставляет их русскими и помогает идентифицировать себя как русских людей. Русская церковь — это единственное, вокруг чего могла объединиться русская община в изгнании. Поэтому вопросы чистоты веры, строгости канона и ортодоксальности в вероотправлении свято соблюдались русской зарубежной церковью.

Реклама

Русская зарубежная церковь, отделившаяся от российской православной как от сотрудничающей с Хамом, на мой взгляд, в принятии этого решения была слишком категоричной. Не знала она о подвижничестве русского священничества, шедшего на Соловки. Но хорошо знала о коллаборационизме. Или знала, но не хотела правды слышать. Или, воздвигая свои новые храмы в зарубежье, не содрогнулась от взрыва храма Христа Спасителя, ибо верила в ликованье одурманенного безбожием советского народа. Ох, обиды тех лет, о, распри. А тем более — духовные. А тем более — эпохи торжества социализма!

Реклама

Что сказать: красные вчерашние и сегодняшние перекрашенные, успели свое дело сделать. Веру в народе искоренили. Сначала привили здоровый цинизм полного нигилизма, а ныне из религии сделали ток-шоу. На этом фоне русская зарубежная церковь блюла свою особую лебединую белизну. Даже нам, уже третьей волне эмиграции, казалось, что мы — последний оплот православия, не запачканного смычкой с властями, с политикой. Бескомпромиссны. Ортодоксальны. Говеть так говеть, стрелять так стрелять, а утки уже…

А утки уже… И два ГусЯ. Случилось то, что должно было случиться. Мы отдали российской церкви все спасенные от большевиков святые иконы — пусть едут домой теперь. (А я все еще не согласна, не приемлю. Как у Тихвинской, нами возвращенной, слеза не потечет, когда бывший чекист перед ней будет свой лоб партийный крестить?!) Мы простили и нас простили за нетерпимость и пуританизм. Это плохо, когда дружба должна

Реклама
побеждать в бою. И за 70 с лишним лет противостояния эту победу не так-то просто принять.

Мы все еще отличаемся, и хотя на Пасху я часы сверяю по-московски, но не разговеюсь еще. Поживем — поглядим на чистоту российской веры. Пока в России венчают и крестят за деньги, а не по долгу священничества. Пока крестный ход приходится охранять силами доблестной милиции. Пока прихожане ни разу в жизни Библию в руки не взяли, Священного писания не знают, а к исповеди и таинствам допускаются. Время у меня есть. Пока не разговеюсь по московскому времени, если патриарх в Думе посиживает.

Реклама

Сказать, что мы действительно говеем — мало сказать. Не только в соблюдении канона отличается наше вероотправление. Наша церковь играет более активную социальную роль в русском землячестве. Мы вместе паломничаем на Святую землю и обители на территории США, мы отправляем детей в летние церковные лагеря, в воскресные школы, мы проводим спортивные состязания в своем приходе и с другими приходами. Наш церковный хор, основанный еще белыми иммигрантами, выступает по всей стране.

В моем приходе затеяно большое строительство нового корпуса на наши кровные деньги. Создается огромный культурный центр русского землячества. Планируется странноприимный дом для нуждающихся людей русского происхождения. Наши церкви — не только дома молитвы, но и дома бурной социальной деятельности на благо прихода и всех верующих. Особая помощь оказывается русским нелегалам, попавшим в беду: кров, питание, деньги на возвращение на Родину, восстановление документов. Отцы нашей церкви добились у властей больших льгот на захоронение участников ВОВ и блокадников. Ни одному верующему не будет отказано в посильной помощи не только духовной, но и материальной, физической.

Реклама

На трехсотлетие Питера наш владыка Петр добился у агентства Аэрофлота, чтобы наши русские блокадники бесплатно полетели в Питер возложить венки. Аки лев рыкающий он вырвал прошлой осенью у израильской авиакомпании Эль Аль половинную скидку для группы пожилых паломников на Святую землю. Мы ежедневно видим, как наши отцы духовные пекутся о пастве вполне материально. Мы постоянно видим подвиг их служения не только богу, но и верующим людям.

Приход Пасхи начинается для нас с попразднования Масленицы. С прощеного воскресения. С катарсиса в русском варианте. Я в этот день счастлива от умаления себя до ничтожного грешника. День этот очень важен для правильного восприятия и несения подвига Великого поста. Именно покаяние и осознание своей греховности, готовность к прощению и жертвенности приготавливает нас к великому празднику Пасхи.

Реклама

Во все дни Великого поста мы готовим себя к духовному празднику. Если он пришел, как 8 марта, как 7 ноября — красный день календаря, вы его не почуете в душе. Это — не праздники души, а календарь. День наряду с другими.

Приходит Чистый четверг предпасхальной недели. Последние приготовления. Дом сияет чистотой. Все скрипит от промытости и дух светел от поста и воздержания. Сегодня — последние хлопоты по дому. Сегодня красятся яйца, варится пасха и пекутся куличи. С каждым годом все больше креативности удается привносить в создание красоты настольной. Пятница — стараемся ничего кроме воды и чего-нибудь совсем безобидного. А красотища уже стоит под пасхальными полотенцами!

Реклама

Сейчас много продается всякой чепухи для украшения яиц. Но мы предпочитаем луковую шелуху. Я ее вывариваю полчаса, и только затем опускаю яйца, предварительно пролежавшие ночь вне холодильника. Чтобы яйца не лопнули, воду присаливаю. Для получения крапчатых яиц помещаю их на марлю и обваливаю в рисе. Марлю завязываю плотно и опускаю в луковый кипяток. Остуженные яйца слегка смазываю для блеска постным маслом.

Для приготовления пасхи у меня есть еще из России вывезенная формочка с оттиском ХВ. Беру 1 кг хорошего свежего творога, 5 органических яиц, 200 г сливочного масла, 400 г сметаны, 200 г сахарного песку. Приготавливаю ванилин, распаренный и просушенный изюм, молотый миндаль и семена кунжута. Протираю через сито творог, соединяю массу с яйцами, сахаром, сметаной и маслом. Помешивая, довожу до кипения, остужаю в тазу с холодной водой, не переставая вымешивать. В остывшую массу добавляю ванилин, миндаль и изюм. Выкладываю формочку марлей, посыпаю ее семенем кунжута, утрамбовываю на ней массу и плотно пригнетаю крышкой под грузиком.

Реклама

Куличи выпекаю в небольших алюминиевых кружках. Рецептура куличей у каждой хозяйки своя. Я пользуюсь классическим рецептом. Один большой кулич выпекаю для церкви. Несколько яиц и куличик сохраняю до Радоницы — дня поминовения усопших.

И вот наступает праздник. Заготовлены 2 косынки — черная и белая как снег. Украшены пасхальные корзины живыми цветами, лентами и бантами. Здесь принято горшки с лилиями приносить в храм и украшать ими свой дом. Лилии — символ нашей Пасхи. Уже готовы. Пусть украсят праздник. Сидят высокие куличи в бумажных ажурных розетках, пирамидой высится воздушная творожная пасха на подносе. Выставляется в трапезной — куда там Версалю! А какие рушники свисают, а какие свечи домашние стоят! А как яйца расписаны! Стойте-стойте, милые, ждите. А мы на службу пойдем.

Реклама

Служат у нас в разных церквях по-русски или по-английски. Мне это неважно в принципе, но на Пасху я хожу только в английскую русскую церковь. Там паства привычней, чужаков-заскочек нет. Каждый год вместе, все друг друга знаем, батюшка всех знает. Одна семья.

Вот сейчас скажу, а вы проверьте. Сходите в церковь на преломление хлеба. Что бы там ни было в кулинарии вкусного, изысканного, но нет ничего вкуснее ломтей пышного белого печеного хлеба с горбушкой в капельке кагора с дымком ладана после говенья. (Вот он, праздник-то, настал!) Вот и хористы вышли, и чтецы к хлебам подходят, а ты стоишь в притворе со своей корочкой и одноразовым стаканчиком кагора, чистый как младенец, осиянный духом великого праздника. А после — всеобщие целования и христосования! Лица прихожан, такие знакомые, светятся особым пасхальным сиянием. Христос воскрес! Воистину воскрес!

И радостен путь домой с корзинами и бантами. Возвращаешься со службы каким-то совсем другим человеком, перерожденным, светлым, умытым свежей росой… А дома уже пасхальная скатерть на столе. Возжигаем толстую церковную свечу. Выпиваем по глотку свяченой водички. И христосуемся со всеми. И колотим по-язычески яйца. И любим каким-то новым любовным чувством свою семью, друзей, весь мир. Христос Воскрес!

Реклама