Борис и Глеб
15 мая считается датой перенесения мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба в посвященный им в Киеве храм. Со стародавних времен их почитают символами справедливости и прощения, дающими помощь в благом деле, исцелении от слепоты и иных недугов, обеспечении послушания чад, избавлении от вины «в ненарочных обидах и незлых обманах».
Князья Ростовский и Муромский Борис и Глеб — не просто святые, а первые из канонизированных Русской и Византийской церквями «от плоти народов российских». Они пали в 1015 г. от руки брата, князя Пинского Святополка, возжелавшего прибрать к рукам все завещанные сыновьям земли Владимира Крестителя (братоубийца за то был прозван Окаянным и после разгрома своего войска новгородской дружиной Ярослава бежал из земель русских).
А в крестьянском календаре Борис и Глеб — Сеятели: «Борис и Глеб сеют хлеб»; «Не отсеялся до Бориса — с Бориса и сам боронися». Но отсеяться полагалось именно «до того», т.к. в этот день обычно не работали, чтобы Борис не осерчал и не наказал. Возможно, это связано с древнейшим обычаем наших предков проводить в начале мая обряд в честь всходов, ростков на нивах, юной древесной поросли.
Афанасий теплый
Но есть и другое присловье, связанное с этим днем: «Не отсеялся до Афанаса — не поешь хлеба до Спаса».
Афанасом здесь назван Святитель Афанасий Великий (293−373 гг.), называемый отцом православия. О недюжинных способностях его говорит хотя бы тот факт, что он был возведен в архиепископы Александрии в возрасте 28 лет. Молодой священнослужитель сочетал в себе проницательный ум, разностороннюю образованность и деятельный характер, был снисходителен по отношению к заблуждающимся, но тверд в следовании христианским истинам.
Афанасий прославился защитой веры от арианской ереси (отрицавшей божественную природу Иисуса Христа). Когда Арий усилиями сторонников, убедивших в его раскаянии императора Константина, был возвращен из ссылки, архиепископу александрийскому было велено принять его в общение с Церковью. Афанасий имел мужество отказать ему в этом и подвергся гонениям.
Обвиненный в умертвлении епископа Арсения и отсечении у оного руки для языческих волхований, он предстал перед Римским собором. В качестве улики клеветниками была предъявлена якобы обнаруженная у обвиняемого рука. Клевета рассыпалась в прах, когда появился сам Арсений и продемонстрировал целость всех конечностей.
Преследовали непреклонного Афанасия и при последующих после Константина правителях (Констанции-арианине, Юлиане-Боотступнике, Валенте), но ни пятикратное изгнание из Александрии, ни заточение в темницу не сломили его волю до конца жизни.
Соловьиный день
Это поэтичное название не случайно связано со звонкоголосой птахой, начинающей в мае выводить свои дивные трели. По приметам:
Соловей запел — весна пошла на убыль, а лето на прибыль;
Вешняя пора: побыл, да и со двора;
Соловей запел — конец водополи;
Запоет соловей на другой день после Еремея — будешь с хлебцем;
Соловей неумолчно поет ночью — к вёдру;
Соловей запел на голые деревья — быть неурожаю на садовину.
Существовали верования, что, если в этот день соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведешь лето, а если при первом соловье скинешь рубаху, то блохи не будут кусать.
В тех же местностях, где «до Бориса» сеяться было рано, именно в соловьиный день произносили молитву: «Дай бог, на всякую долю — мне и птицам». А уж потом во время сева молчали.
Кроме того, было принято отправляться на соловьиную охоту — лов птиц на продажу (с заветной мечтой поймать белого соловья). Правда, в некоторых местах, в Сибири, например, соловьиный день приходился на нынешнее 4 июня, день Василиска.
Барыш-день
Чтоб быть с выгодой весь год, торговцу надо было в этот день продать что-то подороже, а покупателю — приобрести подешевле. И для того блюлись обычаи:
купцам: с утра помолиться о божеской помощи «в купле, продаже и меняльстве и во всем…», «начати и совершити счастливую и благополучную торговлю»;
продавцам: не отпускать первого покупателя «ни с чем», хотя бы подарив ему что-то; деньгами от первой покупки помахать трижды над товаром; при нечаянном обсчете перекрестить «лишнее поступление», положить слева, а коли за ним не вернутся, зашить в тряпицу и носить при себе — на богатство;
покупателям: промыть глаза святой водой, дабы узреть истинную цену товара; иметь при себе красный коралл, чтобы уберечься от расточительства, и выщербленную монетку в кошельке, чтобы хватило средств на все покупки.
Даже у воров были правила: украсть любую мелочь, чтобы воровать и дальше. Отсюда и поговорка: «Песни соловьиные, да промыслы воробьиные, а воробей вор».
Вот такой он, нынешний день 15 мая!