В. Даль считает его происхождение латинским и определяет как торжество, празднество «по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия». Ушаков же называет древнееврейскую основу (yōbēl) и предлагает считать юбилеями празднование «круглых» годовщин, например, 25 лет, 185 и т. д.
А Брокгауз и Ефрон разъясняют обе версии.
С одной стороны, по установлению Моисея, юбилеем был каждый пятидесятый год, и примечателен он был тем, что «проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам или их наследникам, а рабы получали свободу». Вообще-то, говоря подробнее об этой традиции, необходимо кое-что уточнить. Что касается земель, так они возвращались с вознаграждением тому, кто владел ими накануне юбилея. А получавшими свободу рабами могли быть только обедневшие евреи, сами себя продавшие; на иноплеменников это не распространялось.
Юбилей наступал после «семи седмиц» — т. е. семикратного повторения «семилеток», в каждой из которых последний год именовался «субботним». Моисей, конечно же, был движим повелением Господа:
«Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятьдесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятьдесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее (Лев. XXV, 8−12)».
Таким образом, раз в 50 лет человек должен был давать «роздых» земле (на самом деле, он полагался и в каждый субботний год). А Бог обещал урожай предыдущего года делать тройным, чтобы не было нужды у народа вследствие прекращения земледелия.
Важной особенностью древнееврейского юбилея была идея прощения: «…Чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седмый год, год прощения; и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие (XV, 9, 15).
Некоторые словари даже толкуют древнееврейский юбилей как праздник прощения долгов. Но, как мы видим, смысл его глубже, поскольку в нем затронуты и хозяйственные, и гражданские, и этические отношения. В субботние и юбилейные годы предписывалось всенародное чтение Закона Божия. Пятидесятый год начинался на десятый день месяца тишри празднованием Дня очищения и «трубным гласом» — вот откуда взялось у него название «юбилей», которое переводится как «трубный звук» или «бараний рог».
Но вернемся к Брокгаузу и Ефрону для того, чтобы узнать «латинскую» ветвь истории юбилея (jubilaeus (annus) — юбилейный (год).
В римской католической церкви так именовался год, когда совершалось паломничество в Рим для отпущения грехов. Папой Бонифацием VIII было установлено, что юбилейным будет каждый сотый год, начиная с 1300, позднее главой Ватикана Климентом VI объявлено более частое их проведение — через каждые 50 лет, Урбан VI (1389) сократил промежутки между юбилеями до 33, а Павел II (1470) — до 25 лет.
Самый последний из состоявшихся католических юбилеев отмечался в 2000 г. как праздник всепрощения, радости и обновления. Этот Великий Юбилей совпал с двухтысячелетием пришествия Иисуса Христа на землю и впервые хронологически пришелся на перекресток тысячелетий. Проводился он с Рождества 1999 г. по Епифанию (6 января) 2001 г.
В базилике Святого Петра были открыты замурованные с прошлого юбилея ворота, проход под которыми означает отпущение грехов паломникам. Желающих прошествовать через эти ворота вслед за Папой, держащим в одной руке свечу, в другой — крест, было чрезывычайно много: ежедневно через Рим проходил 10-миллионый поток транзитных пассажиров, подъезжало до 2 тыс. автобусов, 7 тыс. автомобилей, 20 поездов, 100 самолетов.
Папа Иоанн Павел II торжественно объявил, что от имени католической церкви просит прощения у человечества за насилие, причинённое ею во имя религии.
Не правда ли, идея радости, обновления и прощения весьма подходит для любого юбилея? Ведь это хороший повод подвести «промежуточные» итоги, чтобы перейти на новый уровень осознания себя, сбросить груз обид и порадоваться этому!