Говорят, картины настоящих художников надолго остаются в памяти. Я знала это. Я в это верила. Я посещала много выставок, видела много полотен, но ничто меня настолько не впечатляло, в памяти надолго не задерживалось.
Но потом мне посчастливилось попасть на выставку работ белорусского художника Валерия Шкарубо, которая проходила в декабре 2007 года — январе 2008 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Кажется, только после этого я начала понимать весь смысл этого таинственного слова — живопись…
Нужно сказать, что попала я туда совершенно случайно, ничего не зная ни о выставке, ни о картинах, ни о личности самого художника. За то, что выставку я посетила, нужно сказать спасибо случаю.
Главный жанр в творчестве бобруйчанина — пейзаж. Этот человек живо чувствует родную природу и старается перенести на холст не только все краски, а, что самое главное, чувства, состояние души.
В одном из своих интервью художник признался, что во время своего пребывания в Италии он пробовал написать хоть одну картину. Казалось бы, яркие, сочные краски, так и просятся на холст. Но ни одного этюда Валерий тогда не написал. Душа его была и всегда остается на родине. Итальянская природа — это не его…
Сюжеты картин художника самые простые. Смотря на его работы, невольно погружаешься в ту атмосферу, чувствуешь дуновение ветерка, легкую прохладу. Практически на всех его картинах изображено переходное состояние природы. Это может быть поздняя осень, весна, летний вечер, рассвет.
Если смотреть на работы Валерия Шкарубо издали, их не так-то просто отличить от фотографии. Только подойдя ближе, понимаешь, что это живопись, и начинаешь еще больше ценить талант художника, восхищаться его профессионализмом. Яркий сюжет, точная светопередача — не каждый фотограф способен на такое. Удивляет стиль написания картины, широкая палитра красок. Благодаря этому, художник может передать удивительное свечение неба (просто синего цвета оно у него не бывает).
Главной темой в творчестве Шкарубо является дорога. Она всегда устремлена вдаль. И вызывает самые разные чувства: таинственность и даже страх («В темноту»), ощущение чего-то неуловимого и неопределенного («Дорога»), тяжесть выбора среди бесприютности бытия («На распутье»).
Но больше меня впечатлила вода. На выставке ее было как-то много, она сверкала, переливалась, невольно вспоминалось лето. Очень реалистично художнику удается писать деревья. На картине «Деревья» до них прямо-таки хочется дотронуться. Они кажутся выпуклыми и как будто высовываются из полотна. Такого реализма нет даже в самой навороченной компьютерной игре!
Да, такие картины никого не могут оставить равнодушным, даже внучка Марка Шагала Мерет Мейер-Грабер просто влюбилась в картины Шкарубо и купила одну из них на вернисаже в Минске. А посетив Национальный художественный музей, она была удивлена, почему в его постоянной экспозиции нет работ Валерия. Это шокировало внучку Шагала до такой степени, что она подарила музею картину, которую купила сама…
О том, что Шкарубо — настоящий мастер, свидетельствуют его профессиональные выставки, которые проводились в Москве, Париже, Пекине, Риме. Множество его работ хранится в частных коллекциях жителей Нью-Йорка, Москвы, Пекина, Берлина, Парижа, Вены, Брюсселя и многих других городов… Искренне жаль Лондон. Там выставляться Валерий отказался, сказав, что не видит больше смысла в «выставочном туризме».
Из мастерской Валерия Шкарубо не видно ничего, кроме неба. Да и так понятно, что он пишет мир внутренним взором…