Ах, эта свадьба! Погуляем?

Реклама
Грандмастер

Я получил приглашение на свадьбу. И крепко задумался. Дело в том, что приглашение было от сабров — местных уроженцев, родители которых приехали в Израиль больше 50 лет назад. Ливийские евреи живут достаточно тесной общиной, в которую практически нет доступа ашкеназам — выходцам из Европы, а тем более из России. С одной стороны, меня как бы уважают, с другой — я совершенно не представляю, как себя вести в такой компании.

После недельных колебаний я сообщил организаторам торжества о нашем участии. Одним из самых сильных побудительных мотивов к этому было любопытство: на такой свадьбе я не бывал. И очень вероятно, что это был единственный шанс узнать детали этого события не со слов.

Реклама

Место свадьбы — банкетный зал гостиницы «Шератон», 500 приглашенных, стоимость банкета — 50 тысяч долларов. У входа — сейф для подарков (как урна для голосования). Подарок — чек, сумма которого минимально должна покрывать расходы на гостя (в нашем случае — 100 долларов). Гости собираются в буфете с фуршетом. На стенах — телевизионные экраны, которые показывают происходящее в банкетном зале.

Гостей приглашают в зал с хупой (свадебным балдахином). Первыми по белой дорожке к хупе идут родители жениха, за ними — родители невесты, потом проходит девочка (с мамой), которая несет розочки (в них — обручальные кольца). И вот появляются жених и невеста. Раввин начинает обряд, это его сольное выступление. Надо было видеть и слышать: он выступал как соловей в предрассветный час (к слову сказать, у него был достаточно приятный голос)! Он вел за собой всех присутствующих, произнося первые слова молитв и ожидая ответа зала — и зал следовал за ним хором!

Реклама

Вначале идут только молитвы и наставления. Потом начинается пение свадебной молитвы, жених надевает невесте обручальное кольцо. Раввин зачитывает ктубу — брачный договор. Затем отец надевает жениху обручальное кольцо. Жених, как и невеста до этого, показывает всему залу надетое на палец обручальное кольцо, затем они вместе показывают эти кольца. Жених, невеста и их родители отпивают из одного бокала по глотку вина.

Центральный момент торжества: жених читает псалом «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя…» (Псалтирь, псалом 136, ст. 5−6) и разбивает стакан в память о разрушении Иерусалимского Храма.

Реклама

Бракосочетание свершилось!

Все рукоплещут новобрачным, поздравляют их и переходят в банкетный зал. На столах салаты, напитки и вино: две бутылки на 10 человек (и те не были выпиты до самого конца банкета). Но — совсем как в стране исхода! — один из соседей достал из-под стола бутылку виски и начал угощать всех желающих выпить (в итоге у него остался только один партнер — автор этих строк).

Веселье было всеобщим при полном отсутствии не то что пьяных — хмельных! Музыка — восточная, для танца живота. Плясали все, как могли. Музыкальное оформление было двухчастным: сначала — ритмы танца живота, а потом — уже с певцом и каким-то ансамблем — современные восточные мелодии.

Реклама

В зале работал телеоператор (кроме того, что весь процесс снимали на видео и фото), изображение с телекамеры передавалось на экраны под потолком. Так что сидящие далеко от площадки для танцев могли видеть все достаточно подробно.

Что касается еды — после холодных закусок было две перемены горячих блюд.

Ближе к полуночи публика начала разъезжаться, но самые устойчивые веселились почти до утра…

Впечатление — не передать словами! Кстати, в дни моей комсомольской юности мне довелось женить одного друга. Красавец, высокий, гитарист — все при нем (и жену он выбрал себе под стать). На следующий день после свадьбы он сказал: «А я бы еще раз женился!» На вопрос: «Почему? Ведь ты только что стал молодоженом?» он ответил: «А мне понравился сам процесс!»

Вот и нам понравился сам процесс (хотя мы не были виновниками торжества)!

Реклама