И друг степей... еврей?

Реклама

Сегодня в России можно быть кем угодно — хоть казаком, хоть джедаем или гоблином, хоть горшком с ухватом. На пресловутую «пятую графу» плюют все кому не лень, и им за это ничего не бывает. Торжество демократии — всероссийская перепись 2002 года — явила миру такое народное творчество в изобретательстве национальностей, какого и в фантастических романах не отыщешь.

Но были и времена, когда к этому вопросу относились куда как серьезнее. И даже пытались кроить карту страны под создание специальных нацанклавов. О том, как юг Ростовской области чуть было не стал новым «Эрец Израель», рассказывает кандидат исторических наук Игорь Щербаков.


ИУДЕИ ЗА ЧЕРТОЙ. ОСЕДЛОСТИ

Присутствие евреев на территории России отмечено очень давно, и Донской край — не исключение. Современная территория Ростовской области вписывалась в рамки Хазарского каганата, а там, между прочим, государственной религией был иудаизм. Однако древняя история представляет собой настолько запутанный клубок, что углубляться в нее не стоит. А вот что гласят более близкие времена?

Реклама

Екатерина II, присоединив к Российской империи Польшу, получила при этом своих новых подданных, в числе которых евреев было немало. «Новички» представляли собой городское население, взращенное на ремесленных занятиях и торговле, и отличались высокой организацией. Естественно, что перехват экономической инициативы не понравился русскому купечеству, которое после многочисленных обращений к государям добивалось ограничения хозяйственной деятельности евреев. Самым известным из них была так называемая «черта оседлости», за которой проживание для евреев-иудеев было запрещено. Ввели ее в 1791 году, и действовала она до революции.

Как раз за «чертой оседлости» и находилась Область Войска Донского. Но исторический факт налицо — лица иудейского вероисповедания постепенно просочились на Дон. Первоначально происходило это в единичных случаях, каждый из которых протекал конфликтно. Вначале иудеями использовалась льгота — бывшим солдатам-евреям разрешалось поселяться вне черты оседлости в городах. Правда, не все поселения были доступны для граждан этой национальности. Так, например, в Новочеркасске — столице Войска Донского, евреям вплоть до самой революции селиться категорически запрещалось. Но, тем не менее, имеются исторические свидетельства, что отдельным еврейским семьям удалось обосноваться там еще в 1870-х годах.

Реклама

Затем в верхах передумали, и разрешили проживание на Дону только тем иудеям, кто имел высшее образование. Кстати, примерно в это время в общественной мысли России начинают делить евреев на «полезных обществу» и «неполезных». Известный ученый Дмитрий Менделеев писал: «…народец этот обладает многими способностями и свою пользу приносит, конечно, не своими кагальными или масонскими приемами и политиканством, а своим торговым посредничеством, которого очень недостает России».

Страна в тот период была аграрной, и в казачьей области промышленности практически не было. Император, озабоченный экономическим состоянием Дона, решил провести административное переустройство и передать от Екатеринославской губернии города Ростов, Нахичевань, Таганрог, Азов. Не было учтено только то, что евреям в той губернии жить разрешалось, и в упомянутых городах иудеев проживало достаточно много.

Реклама

Ростовских и таганрогских евреев охватила паника, поскольку административное новшество предвещало переселение и отчуждение недвижимости. Однако к евреям отнеслись лояльно и разрешили оставаться на старых местах. Предположительно, так поступили ввиду возможного экономического урона донским городам. Но как тогда оценить тот факт, что в 1891 году выселение купцов и ремесленников из Москвы было проведено по полной программе? В общем, истинные причины благосклонности к евреям в Области Войска Донского остались покрытыми мраком.

Еврейские предприниматели неплохо адаптировались в донских городах. Постепенно они захватывали бразды правления в торговле и банковском деле. Из 23 ювелирных мастерских в Ростове 17 принадлежало евреям, а из 31 часовых магазинов часов только одним не владели евреи.

Реклама

Погромы в начале ХХ века не помешали дальнейшему развитию предпринимательства евреев на Дону. По данным переписи населения в 1897 году, в Области Войска Донского проживало 15121 евреев, что составляло 0,6 процента от общей численности, а через 10 лет, по сведениям МВД, их стало почти на треть больше. Все это указывает на то, что никакие стеснительные меры против «инородцев» не были эффективны.

ПЛАН «ЗЕТ» И ДВА ЕВРЕЯ В САЛЬСКЕ

Революция и гражданская война внесли значительные изменения в жизнь евреев. Бедные слои пошли за большевиками и стали основательной опорой новой власти, богатые — оказались в числе первых эмигрантов. В советской России почти сразу же встал вопрос о плане землеустройства евреев. За этим стояла попытка создать сеть еврейских сельскохозяйственных поселений (нечто напоминающее современные кибуцы в Израиле), а затем на их основе основать Еврейскую республику.

Реклама

Этот план назывался «ЗЕТ» — землеустройство еврейских трудящихся. Он мотивировался восстановлением исторической справедливости по отношению к евреям, ведь официальная идеология гласила: «Все народы — братья», а кроме того, требовалось отблагодарить иудеев за поддержку советской власти и компенсировать ущерб от погромов, лишения традиционных видов деятельности.

Предполагалось выделить земли для этих целей на Украине, в Северном Крыму, Белоруссии, на Северном Кавказе и в Сальском округе Донской области. На эти земли в централизованном порядке планировалось переселить 100 тысяч семей еврейских поселенцев, а потом собрать туда большинство европейских и горских евреев СССР.

Реклама

Даже при Совете Национальностей СССР по постановлению ЦИК от 29 августа 1924 года был образован Особый комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), а 17 января 1925 года появилась общественная структура — Общество по земельному устройству трудящихся евреев (ОЗЕТ). Все эти организации развернули работу совместно с иностранными еврейскими общинами. Однако вскоре зарубежные партнеры поняли, что с «социалистическим Израилем» им не по пути, и сделали ставку на создание своего государства в Палестине.

Сальский участок первоначально играл важную роль в ОЗЕТ-работе. Для обустройства поселенцев в 1926 году было выделено 97000 рублей (для сравнения — вся Белоруссия получила 17 тысяч, а Украина — около 40). Что произошло с планом по еврейской колонизации Сальских степей — неизвестно, но «лед не тронулся», и вскоре Сальский округ был вычеркнут из процесса евреизации. Все ресурсы были направлены на Украину и в Белоруссию. Окончательно похоронили план «ЗЕТ» массовые репрессии 30-х годов и сплошная коллективизация.

Реклама

Руководствовался ли традиционностью в 1992 году вице-президент Александр Руцкой, которому все не давали покоя евреи (он пытался реализовать идею создания российско-израильской агрокооперации в Ростовской области), но путь привел его снова в Сальск. Однако и этот проект рухнул, так и не родившись.

В заключение — немного статистики. По переписи 1897 года в Сальском округе проживало… два еврея, а по переписи 1979 года — четыре. Вот и судите сами о «еврейском вопросе» по этим цифрам. Сегодня на Дону проживает не в пример больше евреев, но сальские степи, сравнительно с другими территориями Ростовской области, по прежнему «черная дыра» для сограждан этой национальности.

Реклама