Таинственная американская подлодка
…За время спасательных работ по подъему другой атомной подводной лодки — «Курск» — в августе 2000 года, мы привыкли к фамилии «Дыгало». Именно начальник пресс-центра ВМФ России, капитан первого ранга Игорь Дыгало давал ту скупую информацию, которую так ожидали миллионы россиян, следящие за трагедией подлодки. Но мало кто знает, что 40 лет назад соединением подводных лодок, к которому и была приписана К-129, командовал контр-адмирал Виктор Дыгало, ставший впоследствии главным редактором журнала Военно-морского флота «Морской сборник», автор многочисленных книг.
Он вспоминал, что тревога была поднята еще 8 марта, когда в назначенное время экипаж подлодки так и не вышел на связь. Конечно, в океане всякое бывает, в том числе и связь пропадает, но когда по истечении нескольких часов сообщение так и не появилось, встревожились не на шутку. Командир судна, капитан первого ранга Владимир Кобзарь, был очень опытным подводником и изыскал бы возможность связаться с базой, даже если бы на лодке случилось незначительное ЧП…
Масло в огонь подлило сообщение наших разведчиков в сопредельных странах. Они отметили, что в первую декаду марта в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Обычно американцы не делали никакого секрета из прибытия в японские порты своих подводных лодок, и наша сторона имела сведения, кто и когда прибудет. А тут «Суордфиш» прибыл внепланово, на срочный ремонт. Причем, к нему были привлечены только американские специалисты, что было тоже чем-то из ряда вон выходящим…
Связав два факта: невыход на связь экипажа «К-129» и срочный ремонт американской подлодки, командование Тихоокеанского флота срочно начало готовить поисково-спасательную операцию.
Мы ничего не нашли…
Как только советские суда прибыли к предположительному месту гибели подлодки, как над ними сразу же начали кружить американские патрульные самолеты, потом здесь же появились американские подводные лодки, в целях устрашения. Но их быстро отпугнули.
Поиск затруднялся несколькими факторами. Во-первых, наши моряки точно не знали, где искать затонувшее судно, круг поисков был довольно-таки широк. Во-вторых, океанские глубины здесь составляли порядка 5−6 км. Даже если бы лодку и обнаружили, поднять ее было бы очень трудно. «Курск» в 2000 году поднимали с гораздо меньшей глубины. И, наконец, погода была не из лучших, постоянно висел туман. К тому же, волнение моря было в пределах 8−9 баллов…
Но задача была поставлена одна: найти лодку во чтобы то ни стало. Причина тому — секретные шифры, которыми могли бы воспользоваться американцы. Поиски продолжались два месяца, но максимум, что удалось найти — это масляное пятно. Когда его исследовали, оказалось, что это солярка. Стало быть, лодка погибла. Моряков подлодки (всего 97 человек) официально «признали погибшими», вдовам подводников и их детям дали пенсии. Понимая бесполезность дальнейших поисков, их свернули…
А американцы подняли часть лодки
В течение последующих семи лет американцы готовились к подъему К-129, потратив на операцию почти 350 млн. долларов США. В июне 1974 года в район гибели К-129 прибыло судно «Гломар Эксплорер» и доставленная туда же баржа-понтон НМВ-1, предназначенная для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов. Потом в океанскую глубину начали уходить 9-метровые специальные трубы. И, наконец, когда до корпуса оставались считанные метры, американцы явно поспешили и разбили одну «клешню» захвата. В результате им не удалось поднять всю лодку, а только ее часть. Они спешно загрузили ее в чрево судна и рванули к берегам США.
Дома американцам удалось выгрузить все ядерные ракеты и извлечь из деформированной носовой части подлодки шесть тел погибших подводников. Троих из них опознать удалось. После настойчивых просьб США назвали их имена — старший гидроакустик матрос Виктор Лохов, старший торпедист матрос Валерий Носачев и торпедист матрос Владимир Костюшко. Трех их товарищей опознать не удалось. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс в Москве передал президенту Ельцину видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения матросов. Контейнер с их телами опустили на дно на глубине около 4 км.
Но самое главное — шифры обнаружены не были. Хотя в них и отпала необходимость: после гибели К-129 руководство ВМФ СССР вынуждено было поменять все шифры, что влетело в очень большую копеечку…
Дежавю-2000
То, что американцы очень хорошо знали, где искать нашу затонувшую подлодку, лишний раз доказывает, что причиной гибели К-129 стало скорее всего подводное столкновение с подводной лодкой «Суордфиш». Ведь искать 100-метровое судно на дне океана все равно, что иголку в стоге сена. Но что самое удивительное, что нечто подобное, судя по всему, произошло и в августе 2000 года.
На сайте, посвященном гибели «Курска», можно найти очень правдоподобную версию о том, что наша подлодка погибла от столкновения с американской подводной лодкой класса «Лос-Анджелес». Точное название подлодки установить не удалось, но, возможно, это «Мемфис» или «Толедо». После столкновения с «Курском» эта подлодка прибыла в один из норвежских портов (не рассчитанный, кстати, на прием подлодок) в разбитом состоянии. И хотя американцы сослались на столкновение с айсбергом, но слишком уж много совпадений…
Впрочем, полную правду о гибели как подводной лодки К-129, так и «Курска», мы вряд ли узнаем. Но главное, чтобы не мы с вами, а военные подводники делали выводы из всех причин гибели подлодок, и сделали все возможное, чтобы такие трагедии больше не повторялись!