Кем была Ваганова, почему именно ее именем впоследствии была названа Академия?
Стать балериной маленькая Груня мечтала с детства. Агриппина Яковлевна Ваганова (14(26).6.1879 — 5.11.1951 г. г.) в десятилетнем возрасте была принята в Петербургское театральное училище в балетный класс. Ее отец, Яков Ваганов, был капельдинером в Мариинском театре, имел скромное жалованье, в семье трое детей. Но никто из них не роптал на жизненные неудобства. Груня была рада своему поступлению в училище, к тому же, девочек принимали на полный пансион. Поначалу она уставала от монотонных упражнений, которые предлагали педагоги, но уже к концу первого года обучения девочка пыталась соединить движения в одно целое, «танцевальный сюжет» (именно за это «новаторство» взрослую Ваганову будут называть «царицей вариаций»). И совсем скоро Агриппина вместе с другими ученицами стала принимать участие в маленьких ролях в спектаклях театра. Особый интерес у нее вызывали репетиции «Лебединого озера». Через много лет балерина сочинит свою версию этой постановки.
На выпускном экзамене в училище Ваганова была одной из лучших. В ту пору Агриппине Яковлевне исполнилось 16 лет, а на сцену брали с 17. Это огорчило юную Ваганову. Ей предложили остаться в училище в роли старшей ученицы. Но еще больше расстроило Ваганову то, что приглашенный для работы с балеринами итальянский педагог Энрико Чекетти не смог зачислить ее в свой класс, хотя выразил желание видеть в числе учениц. Ему отказали по неизвестным для нее причинам. Юная балерина, спрятавшись в зале от строгих педагогов, тайком наблюдала за работой знаменитого итальянца.
И вот, наконец, настал радостный момент в ее жизни. Ваганова зачислена в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Надо прямо сказать, что она не была эталоном балерины — небольшой рост, тяжеловатые крепкие ноги, жесткая пластика рук. А потому она трудилась с такой самоотверженностью, на какую только была способна. Она и не думала разочаровываться в выбранной профессии. Помогал характер. Упрямый, независимый. Как однажды произнесла в одном из интервью Майя Плисецкая: «У Вагановой были „фантастические“ мозги. Она видела сразу, в чем дело. Она никогда не говорила ученице: „Попробуй так!“ Она требовала: „Надо так“. Она для меня Микеланджело в балете…»
Несмотря на большую работоспособность и желание выступать на сцене, путь к первым партиям у Вагановой был долгим. Она прошла через многие взлеты и падения. Затаив дыхание, Ваганова следила за тем, как танцевала Анна Павлова в балете «Пробуждение Флоры», стараясь запомнить каждое движение балерины. И хотя у Агриппины Яковлевны в работе явно наметились успехи, она, как и прежде, танцевала в маленьких и незначительных ролях. Молодая балерина страдала молча. Но это еще больше закалило ее характер. И кто знает, стала бы она знаменитым педагогом, не пройдя через все испытания, которые упорно преодолевала всю свою жизнь. Рядом с ней танцевали Т. Карсавина, А. Павлова, М. Ксешинская. Все примы… В эти годы в театре «царствовал» ведущий балетмейстер Мариус Петипа. Отточенный классический танец Вагановой казался ему отжившим, бесперспективным, как и сама балерина. Но с особым вниманием следил за успехами Вагановой педагог Николай Легат. Он оказал ей помощь в развитии техники классического танца. Ваганова почувствовала, что сумела раскрепостить свое тело, и танец приобрел выразительность. Она показала феноменальное мастерство «полета»… Сегодня ее прыжок уже вошел в историю балета. Ваганова не раз вспоминала: «Только к концу карьеры я пришла к „званию“ балерины».
Личная жизнь Агриппины Яковлевны была непростой. Часто приходилось переезжать с квартиры на квартиру, подыскивая жилье за приемлемую цену. Однако неустроенность быта не «сломала» Ваганову. Она долго и счастливо жила с женатым человеком, отставным полковником Андреем Александровичем Померанцевым, родив от него сына. Со временем ей пришлось взять в семью двух детей своей умершей сестры. Но вскоре после 1917 года Померанцев, не сумевший, как и многие в то время, осознать и понять все происходящее в стране, уйдет из жизни. Борьба за выживание реально нависнет над Вагановой. В те годы, когда все исчезло — пенсия, продукты, дрова — она выступала с концертами, за которые артистам платили хлебом и картошкой.
Однако мы немного забежали вперед. После рождения сына директор театра
В штат балетного училища ее взяли через три года. Было холодно и голодно, занимались в кофтах и платьях. Но Агриппина Яковлевна была счастлива. Чуть ли не с первого взгляда она могла распознать будущую приму. Первой «ее» знаменитостью стала Марина Семенова, новая ученица, худенькая, неприметная девочка. А потом были Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест, А. Осипенко, И. Колпакова и др. Всего Ваганова воспитала 29 выпусков…
Надо заметить, что в первые годы советской власти официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, «чуждого пролетариату». Ваганова же мечтала сохранить классический балет. Как показало время, она оказалась права. Впоследствии балетная школа при театре слилась с училищем. И вот снова «взлет» в ее жизни. Вагановой предлагают занять место руководителя Кировского театра. Снова работа и постоянный поиск. Но уже в 1937 году ее освобождают от этой должности, не дав возможности достойно проявить себя, предложив место в родном хореографическом училище. Ваганова, подавив обиду, включается в уже хорошо известное ей дело. С начала войны она работает в Ленинграде, потом в Перми. И вновь поворот в жизни Агриппины Яковлевны. В 1943 году ее вызывают в Москву. Ей присвоили звание профессора хореографии и… направили в Большой театр. Она дает свое согласие, но при условии, что со временем вернется в родной город.
Через год Ваганова была уже в своем училище. В родных «стенах» ей было хорошо и легко, но последние выпуски давались Агриппине Вагановой с трудом. Она часто болела, не могла, как прежде, выйти на поклон к зрителям, присутствовать на выпускных вечерах своих учениц.
Вагановой не стало в 72 года. (5 ноября 1951 г.) Во время прощания с ней звучало адажио из «Лебединого озера».