Когда мы идем туда, даже мысли нет что-нибудь там купить. Соображений по этому поводу, по меньшей мере, два: нет денег и нечего купить. И что же нас туда влечет? Хочется просто приобщиться к современному искусству. Вообще, это можно делать хоть каждый день — множество галерей, на все вкусы. Но такой обзорной постоянно действующей и громадной выставки картин нет.
Картин — множество, выставлено около 1000 полотен и репродукций. Есть и оригиналы. Есть и репродукции. Есть известные имена, есть популярные имена, есть совсем неизвестные имена. Цены — от 50 долларов за репродукцию до 5 тысяч долларов за оригинал.
Здесь художница, которая многократно копирует свои картины. Она уже настолько известна, настолько ее работами полны галереи, что дальше просто некуда. А тут художник, рисующий овечьи головы — только этим он известен. Но посмотрите на этих овец! Перефразируя какой-то учебник для литературных вузов, за овечьей образностью скрыты сугубо человеческие черты: каждая овца со своим миром. Одна задумчива, другая кокетлива…
Практически отсутствуют картины, сделанные с высоким профессионализмом. Очень много ярких пятен, мало чувства. Нет ничего, перед чем хотелось бы постоять и просто насладиться красотой.
Но все-таки хорошо, что такие распродажи существуют. Хорошо хотя бы потому, что после этого потока начинаешь лучше понимать, за что ценят классику и хорошую технику исполнения. Хорошо то, что можно как бы разом окинуть взглядом многое из того, что рисуют в Израиле. Хорошо, что каждый может заявить о себе, представив свои картины на продажу (естественно, через организатора этой выставки-продажи).
Разнообразие жанров приводит к мысли: а как это получается, что человек покупает дешево, а потом вдруг, спустя 20−30 лет, становится обладателем дорогостоящей вещи?
И вот в тот же вечер идет передача «Семь сорок», в которой нам представляют антиквара. И он с экрана рассказывает, что после разгона Хрущевым знаменитой выставки в Манеже начал скупать картины у этих «манежных» художников в предположении, что когда-нибудь их картины будут стоить очень дорого. Можете себе представить, он не ошибся в предположениях. В те времена картина стоила, по его словам, «или бутылку водки, или 30 рублей» (к слову, 30 рублей в те времена — треть ставки врача).
Однажды этот специалист с гениальностью провидца купил картину и положил ее в папку (которую впоследствии вывез в Израиль). Как-то ему надо было пойти на день рождения к своему знакомому, денег не было. Он вспомнил про эту картину — и подарил ее. Пару лет назад эта картина была продана на аукционе как антиквариат за 100 000 долларов. Теперь он иногда своей жене задает вопрос: «А ты не помнишь, кому мы ее подарили?»
Возвращаясь к картинкам с выставки, я не могу отделаться от вопроса: а как определить перспективность покупки, как определить перспективность современного художника на рынке при таком разнообразии жанров и техники исполнения?
Пожалуй, самое правильное решение — покупать по вкусу в соответствии с финансовыми возможностями. А там — как повезет! Ну, а если нет возможности? Набирайтесь впечатлений, а возможности со временем придут!