Кто же их придумал? Какой банкир догадался заменить килограммы наличности листком бумаги? Оказывается, тот, кто на своем опыте убедился в полезности услуги. И если имя изобретателя, скорее всего, кануло в Лету, то «банк», впервые применивший его изобретение, хорошо известен. Его история начинается в «глубине веков».
В далеком 1119 году храбрый, но бедный рыцарь из французской провинции Шампань Гуго де Пейн, которого судьба занесла в число участников первого крестового похода, вместе с восемью единомышленниками основал рыцарский орден. Задачи орден ставил перед собой самые благородные: защита «гроба Господня», а попутно -поддержка христианского Иерусалимского королевства и защита европейских пилигримов.
«Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона» действительно были бедны, как церковные крысы, и не ставили перед собой меркантильных целей. Название ордена отразило не только декларативный отказ от мирских благ, но и фактическое безденежье. Ведь беднягам даже «приткнуться» было негде. Беде помог иерусалимский король Балдуин II, позволив разместиться рыцарям в южном крыле своего дворца, рядом с которым находился храм библейского царя Соломона.
Рыцари, рьяно выполнявшие данные обеты, храбро и безрассудно очищавшие «святую землю» от сарацин, быстро завоевали широкую известность и популярность среди дворян. Но постепенно бедность стала мешать выполнению обетов. Храмовников, выражаясь современным языком, «быт заел». Выходом из положения оказалась банковская деятельность. Причем, выходом настолько эффективным, что постепенно бои и схватки были забыты, а богатства ордена превысили все мыслимые пределы.
Защищая европейских пилигримов, рыцари Храма защищали и их деньги. Средневековому путешественнику приходилось тащить за собой килограммы золотых монет, всегда бывших лакомым куском для желающих поживиться.
Деньги нужны были для обеспечения более-менее комфортной жизни в путешествии, но нуждались в усиленной защите. Для защиты требовалась охрана, которой тоже нужно кушать. В конечном счете, путешествие становилось чрезвычайно затратным мероприятием.
Рыцари ордена Храма придумали заменить драгоценную, но нелегкую и опасную поклажу куском пергамента с отпечатком пальца. Деньги можно было сдать в «командории» на родине, а получить в «месте требования». Если путешественник поиздержался на чужбине, то «пополнить баланс» могли родственники на родине. За перевод денег отважные рыцари брали свой небольшой процент.
Кроме «дорожных чеков» храмовники занялись не менее «благородным» делом предоставления ссуд нуждающимся христианам всего лишь под 10%. Учитывая сегодняшние реалии, а также то, что обычная ставка кредита еврейских и тосканских банкиров того времени была 40%, «рыцарский» процент совсем не кажется грабительским.
«Дело» росло, как на дрожжах. Воевать было уже недосуг и незачем. Орден превратился в крупнейшего европейского кредитора, которому были должны и крестьяне, и короли. Казна и «штаб-квартира» «нищенствующих» разместились в замке Тампль в Париже, по названию которого рыцари-монахи известны как «тамплиеры». Владения ордена простирались на суммарной площади в полторы сотни тысяч гектаров. Не каждое государство может похвастать такими владениями.
За рассветом обязательно следует день, а потом закат и ночь. Так устроена наша жизнь, так сложилась и судьба знаменитого ордена. О ней в следующей статье.