Повседневной одеждой священнослужителей и монашествующих лиц являются подрясник и ряса.
Подрясник считается нижней одеждой, но может носиться самостоятельно. Это длинное, почти до земли, одеяние с застегивающимся воротом и узкими рукавами. Подрясник бывает двух видов. Первый вариант — приталенное одеяние, имеющее разрез сверху донизу, и расширяющуюся нижнюю часть. Правая пола подрясника глубоко запахивается на левую сторону, застегиваясь у шеи и в поясе. Второй вариант — однорядка, прямая или приталенная одежда, имеющая по центру разрез от шеи до груди или донизу, застегивающаяся на длинный ряд пуговиц, обычно их бывает до 33. У монашествующих лиц подрясники черного цвета. Белое духовенство может носить подрясники черного, коричневого, темно-синего, темно-фиолетового и серого цветов, но для лета допускается и белый цвет. Сшит подрясник может быть практически из любого материала, но предпочтение отдается шерстяным и льняным тканям, а также сатину и чесуче. Подрясники могут быть как на подкладке, так и без неё.
Ряса считается верхним одеянием. Она имеет длинные, почти до конца пальцев, широкие прямые или расширяющиеся книзу рукава. В остальном покрой рясы практически соответствует покрою подрясников. Материал и цвета используются как и у подрясников. Особенностью является то, что ряса может быть с толстой подстежкой и небольшим отложным воротником из темного бархата или меха. В этом случае она используется как зимнее или демисезонное пальто.
Монахи, чтобы подчеркнуть их особенную отрешенность от мира, поверх подрясника или рясы носят палий (мантию) — длинную накидку без рукавов, застегивающуюся у ворота и спускающуюся до земли.
Ряса и подрясник не только носятся священнослужителями в повседневной жизни, но и являются основой облачений, использующихся при богослужениях.
При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль. Всё, что специально надевается для богослужения, может обобщенно называться ризами. Когда служится литургия, а также в ряде особых случаев, предусматривающих полное богослужебное облачение, ряса не носится, а на подрясник надевают подризник и другие ризы.
Подризник обычно шьется из тонкого светлого (белого) материала и имеет узкие рукава, которые на концах затягиваются специальными шнурками. Подризник внешне напоминает хитон, который носил Иисус Христос. Цвет подризника символизирует душевную чистоту и беспорочную жизнь.
Фелонь или риза, надеваемая священником поверх других одежд, символизирует тяжесть Христовой ноши, которую священнослужитель берет на себя. Это богато расшитая накидка без рукавов, с отверстием для головы, доходящая до колен священника. Обычно ее шьют из парчи. На неё нашиваются специальные ленты, символизирующие потоки крови, которые текли по одеждам Иисуса Христа.
Епитрахиль — это сложенная вдвое, расшитая крестами лента, которая огибает шею священника и спускается спереди. Её концы могут быть сшиты или чем-нибудь скреплены между собой. Епитрахиль предназначена для совершения таинств, без неё священник не может совершать службы. Так, при венчании священник соединяет правые руки жениха и невесты, покрывает их епитрахилью, а сверху кладет свою ладонь. Это символизирует, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их навеки во Христе.
Поверх епитрахили и подризника священники надевают специальный пояс, имеющий несколько символических значений, в том числе напоминание о полотенце, которым препоясался Иисус Христос, когда омывал ноги своим ученикам. На руки священник надевает специальные поручи — узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Символически они отождествляются с веревками на руках Иисуса Христа.
Дьяконы (диаконы) при проведении богослужений поверх подрясника надевают стихарь, который отличается от подризника широкими рукавами и шитьем. В некоторых случаях правом ношения стихаря могут быть удостоены псаломщики и прислуживающие в храме миряне.
При проведении богослужений дьяконы вместо епитрахили носят поверх стихаря на левом плече орарь — длинную широкую ленту, расшитую крестами, один конец которой спускается на грудь, а другой на спину. Архидьякон и протодьякон носят два ораря (двойной орарь).
Основными головными уборами священнослужителей являются скуфьи и камилавки, которые могут являться и церковными наградами. Архиереи и архимандриты при совершении богослужения носят митры, которые символизируют терновый венец. Митра может использоваться как очень редкая и почетная награда для особо отличившихся протоиереев. Монашествующие носят клобуки — камилавки, обтянутые черным крепом, спускающимся на спину в виде трех концов.
Архиереи (епископ, архиепископ, митрополит) при совершении богослужений облачаются так же, как и священники, но вместо фелони надевают саккос, который напоминает богато расшитый укороченный стихарь. А на плечах поверх саккоса носят омофор — длинную широкую ленту, расшитую крестами.
На груди священники носят наперсный крест, а архиереи еще и панагии — небольшие круглые или овальные образа Спасителя или Божией Матери, которые украшаются драгоценными камнями.
В качестве награды священник может получить набедренник, который представляет четырехугольный расшитый плат, носимый на правом бедре, пришитым к специальной ленте за два угла. Он символизирует духовный меч. Архиереи носят подобный плат, называемый палицей, пришитым за один угол. Палица является для них обязательной принадлежностью облачения. В особых случаях палицей может быть награжден протоиерей.
Одеяния православного духовенства установились еще в