Сохранение подлинной сути изначально священной земли — основа уклада жизни и мирного сосуществования всех живущих, всего растущего и всего строящегося во Вриндаване. Похоже, дух умиротворенности живет именно здесь. Живности много, и довольно экзотической: павлины, маленькие и большие зеленые попугайчики, бурундуки и обезьяны, которые любят срывать очки с носа прохожих и возвращать владельцу за банан. «Человек не должен ненавидеть какое-либо из живых творений. Пусть он будет дружелюбен и милосерден ко всем. Он должен освободить себя от всех заблуждений своего „Я“ и „Моё“», — так советует Кришна, уже не беззаботный юноша царского происхождения, а известный миру мудрый учитель из «Бхагаватгиты», самой популярной книги индуизма в мире.
На земле Кришны не принято ни на кого серчать. Даже когда ты босой ногой, а по священной земле ходят без обуви, наступишь на ещё горячую коровью лепешку, тебе следует улыбнуться. Ведь незамедлительно последует совет подольше не мыть ногу, так как это очень полезно для здоровья.
Явитель Кришна жил среди пастухов Вриндавана. Именно здесь, будучи шаловливым ребенком, Он украдкой таскал масло из домов молочниц, сразил несколько демонов, спас от непрерывных дождей своих сородичей, изгнал из Ямуны ядовитую змею Калию. Именно здесь, на берегу Ямуны, в зимние ночи полнолуния Он танцевал расу с пастушками, нежными, как цветы. Здесь же расцвела Его любовь к красавице Радхе.
Среди приезжих во Вриндаване много тех, которых мы, по нашим понятиям, определили бы как «бомжей». Там же их учтиво называют садху (святыми). Почти обнаженный, такой вот садху устроился у навозной кучи. Кизяки священных коров целебны! Читает с увлечением очень потрепанную книгу. Увидев прохожих, приветствует. Поднял голову. И я, наконец, поняла, что означает ведическое выражение «нектарные глаза». В них — грусть и тихая радость, безмятежность и глубина знаний, постижимых лишь для избранных.
Меня опять предупредили: «Не шарахайся дорожной пыли, она очищает сознание».
На этот раз со мной Сатья (от Сати). Она приехала более десяти лет назад из Питера, где отличилась среди других продавцов религиозной литературы общества «Сознание Кришны», и получила возможность устроиться на священной земле. Недавно гуру, махараджа, пожаловал ей статус бриджибаси. То есть она стала такой же местной жительницей Вриндавана, как Господь Кришна. Теперь по окончании земной жизни она попадет сразу в духовный мир.
Сатья принимает омовение в реке Ямуне, восторгаясь свойствами ее воды, которая, по ее словам, «покруче», чем в Ганге. Я же, как ни напрягалась, видела в ней только падаль, гниющую среди роскошных лотосов. Прах ее приятельницы, тоже бриджибаси, тело которой ей посчастливилось оставить в день священного праздника, тоже поплыл по этой реке.
«Направляются в мир иной умершие люди и животные», — поправляет меня Сатья. Я и это принимаю к сведению. Ямуна, втолковывает спутница, никогда не может оскверниться. Как не может смешаться благородное масло и простая вода, так не может оскверниться и Вриндаван грязью так называемого прогресса.
«Вриндаван — лучшее место на земле, куда нужно стремиться, чтобы умереть… или выздороветь», — советуют преданные. По беспричинной милости Господа преданные получают возможность лицезреть Его. Я принимала к сведению эти основные положения поклонения Кришне и искала сходство в знакомых мне религиях.
И еще. Те, чьи глаза умащены бальзамом любви, может видеть, как Радха катается на качелях со своим вечным возлюбленным. Конечно, Кришна там дома, но следует уточнить, что хозяйкой Вриндавана все же является Радха. След ее прекрасной ступни на священной земле до сих пор в экстазе целуют поклонники со всех концов мира. Ее имя произносят на каждом шагу. «Радхе-Радхе!» — кричат водители моторикш, прося посторониться. «Радха-Кришна!» — такими словами обращают на что-то ваше внимание. Это самое ласковое приветствие. Именем вечной подруги Кришны, простой деревенской девушки, озаряются глаза странников, согреваются сердца верующих, а души всех влюбленных наполняются ее вечной энергией любви.
Жарко. Холодная вода, поглощаемая литрами за раз, низвергается «ниагарами» пота между лопаток. А, между тем, дел по подготовке к празднику — Дню явления Кришны — становится все больше. Даже мне, гостье, доверили очень ответственную работу — начистить … двух коров, самых любимых Кришной животных.
Я немного устала от напряженной работы и чуть прислонилась спиной к мраморной колонне. Мою нетактичность тут же заметили и (опять!) очень вежливо откорректировали, объяснив, что всякая живность, растения и даже строения, в том числе храм и эта колонна, на земле, благословенной рождением Кришны, представляют собой ипостась этого воплощения Божественного духа. Проще, Кришна, родившийся в Матхуре, и проживший до 16 лет рядом, во Вриндаване, откуда Он ушел помогать миру, оставив любимую Радху, всегда был и всегда будет в этом святом месте — земном отражении его небесной обители. Будет во всем и во всех! Весь мир и есть Всевышний.
Есть, над чем задуматься. Кришна — храм. Кришна покинул наш материальный мир, но все же остался тут и продолжает свои игры, встречается по-прежнему со своей несравненной красавицей Радхой, катается с ней на качелях, а истинно преданным даже выпадает счастье за этим наблюдать. Это еще больше подогревало мой интерес к виновнику торжества, в честь которого в Дели ежегодно дается ночной салют.
Ведические мудрецы, давшие нашей цивилизации одну из начальных концепций сотворения мира, уверены, что Бог неизменен, вездесущ и всемогущ и имеет бесконечное множество трансцендентных форм. Время от времени Бог является из духовного мира в материальный в человеческой форме. Божественные Явители, которые периодически приходят в материальный мир, есть учителя, которые передают слова Бога, запечатленные в Бхагаватгите: «Я рождаюсь время от времени, только глупый не различит меня, проигнорировав мою величественную суть, величайшего Господа творения».
Однако история нашей цивилизации свидетельствует, что не всем нам, землянам, был дар понять в обычном, на первый взгляд, человеке его божественную ипостась…