Пожалуй, наилучшего мнения о белке были
японцы, для которых она была символом плодородия и неиссякающих идей и изображалась часто в соседстве с виноградной лозой.
Кельты считали ее спутницей олицетворявшей землю ирландской богини Медб — покровительницы верховной власти.
А вот у скандинавов
белка Рататоск (что в переводе значит «грызозуб») бегает по Мировому дереву Иггдрасиль, символизирующему триединство Небесного, Земного и Подземного царств, и является посредником между живущим в его ветвях орлом (небесным знаком), меж глаз которого сидит ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды») и обитающим у корней змеем Нидхёгг (представителем нижнего мира).
Бедолага, снуя, передавала их бранные послания друг другу. Вот поэтому и считалась она у этих народов носительницей недоброжелательства и неразберихи, хаоса. Кроме того, не только у них, но и у славян скачущая белка связывалась со сверкающей молнией, т. е. со стихией грозы, через образ бога-громовника становилась (вместе с орлом) символом войны и далее — предвестницей битв и мора.
Помните, как начинается «Слово о полку Игореве»?
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашеся мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Упомянутая «мысь» — это вовсе не мысль и не мышь, а белка. И дерево здесь названо тоже не случайно. Переклик мифологий…
Славяне часто называли белку хитрой: то ли за присущую ей ловкость, то ли за сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. У белорусов даже была поговорка: «Хiтры як белка». А еще детей стращали тем, что в ее образе перед человеком могут предстать домовой, водяной или русалка, которые, согласно древним верованиям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.
С другой стороны, белку изображали на талисманах (или использовали в этом качестве ее когти), полагая, что это улучшит благосостояние. А встреча с ней во сне сулила гостей, точнее, гостью.
Впрочем, у разных славянских племен были свои особенности в представлениях о символическом образе белки. Русичи и белорусы полагали, что беличий народ находится во власти лешего. У
хорватов существовало табу на употребление в пищу мяса белки беременным женщинам из опасения, что ребенок может родиться черным.
Вообще в обрядах, связанных с рождением, белка фигурировала довольно часто. Так, словаки вышивали ее изображение вместе с символами петуха, оленя и павлина на занавеси, которой отгораживали роженицу, а беличьей шкуркой обмывали новорожденного.
У северных народов, например, коми, в народном календаре присутствовал месяц белки (конец января — конец февраля), приходившийся на время, когда у этих зверьков начинался гон.
А у
зороастрийцев белка фигурировала в гороскопе в качестве покровительницы родившихся в определенные годы (на новейшее время приходятся 1916, 1948, 1980, 2012 гг.). Согласно их представлениям, эти люди должны иметь мелкие черты лица, обладать подвижностью, неровным характером, живостью, умом, высокой работоспособностью, домовитостью и стремлением создать семью, консервативностью во взглядах. Для человечества же эти годы чреваты преступлениями против невинных, выступлением зла под маской добра.
В христианстве белка символизирует алчность и жадность. «Сонник Соломона» предупреждает, что появление белки во сне сулит мужчине знакомство со лживой женщиной, потерю состояния, но и… радость, зато женщине это предвещает лишь быть обманутой недостойным человеком.
…Маленький юркий зверек, такой милый и безобидный, за что же люди наградили тебя отталкивающими качествами?
Неужели за то, что сами же и определили тебе в триединой связи Неба — Земли — Подземья срединное место, земную юдоль, чтобы крутиться в колесе жизни, ни на миг не останавливаясь, между Верхом и Низом, Добром и Злом, Светом и Тьмой?!