«Что делать?» – подумали «современники» о пропаже рукописи. Что придумали?

Реклама
Грандмастер

20 февраля 1863 года, 140 лет назад, один небогатый петербургский чиновник прогуливался по Литейному проспекту Северной Пальмиры. Внезапно его внимание привлек серый пакет, который лежал рядом со стеной дома. Любопытства ради «маленький человек» поднял сверток, развернул его и обнаружил конверт. После того, как и он был вскрыт, на свет появилась стопка исписанной бумаги.

«Что делать?» — прочитал чиновник на первом листе. — Глава первая… И что же мне делать? Ладно, возьму домой, а дальше, как бог на душу ляжет…

А в это время в журнале «Современник» царил подлинный переполох. Дело в том, что томящийся в Петропавловской крепости Николай Гаврилович Чернышевский сообщил, что несколькими днями ранее он через следователя передал пакет с началом рукописи санкт-петербургскому обер-полицмейстеру, с тем, чтобы последний отдал написанное Александру Николаевичу Пыпину, двоюродному брату писателя, работавшему в журнале «Современник». Но рукопись в руки брата так и не попала.

Реклама

Что с нею сталось? Ради того, чтобы уточнить судьбу рукописи журнала, А. Н. Некрасов даже записался на прием к обер-полицмейстеру, но тот сделал удивленные глаза, мол, ни о какой рукописи понятия не имею! Некрасов не сдавался и добился того, чтобы к начальнику был вызван тот самый следователь. Но и он не протянул Некрасову рукопись, пояснив, что передал ее с курьером, а тот пакет выронил по дороге…

Когда о «потере» сообщили Николаю Гавриловичу, он просто вскипел: «Я уже дописываю вторую главу, что мне теперь прикажете, по памяти восстанавливать первую?». Положение и впрямь было незавидное, ведь казематы Петропавловской крепости отнюдь не напоминали променады итальянского острова Капри, где спустя несколько десятков лет прогуливался, выстраивая в уме свои будущие произведения, первый пролетарский писатель Максим Горький.

Реклама

«Что делать?» — тихо спросил у брата Пыпин. «Делайте, что хотите, — махнул рукой Николай Гаврилович, — но пока не найдете рукопись первой главы, я писать не буду…

— А ведь и не будет писать! — сказал Александр Николаевич, — уж я-то его характер знаю.
И опять, в который раз, был произнесен сакраментальный вопрос…

Было решено дать объявление в газеты с предложением выплатить очень большое вознаграждение тому, кто найдет рукопись. Случайно или нарочно на эту заметку наткнулся наш чиновник. Честность оказалась вознагражденной. После вручения денежной премии рукопись попала в редакцию журнала «Современник». Работа над романом была продолжена…

Но всем ли так везет? Обратимся к истории. Самый свежий пример привел не так давно писатель Эдвард Радзинский. В пору, когда «рукописи» перестали быть рукописными, а стали компьютерными, он поставил последнюю точку в романе, посвященном последнему российскому императору и его семье. Выключил компьютер. Наутро хотел пробежаться глазами по роману, чтобы кое-что подчистить. Но жесткий диск пришел в негодность. Восстановить документ так и не удалось.

Реклама

Так же навеки утеряны для истории некоторые рукописи Платона, философа Алексея Лосева, однажды безвозвратно пропал почти 1000-страничный труд академика Сахарова. Не увидим мы никогда и большую часть архива знаменитого автора «Декамерона» Боккаччо.

А бывает и так, что рукописи всплывают тогда, когда, казалось бы, утеряна последняя надежда. Так случилось с «Тихим Доном» Михаила Шолохова: рукопись первых частей была обнаружена только спустя 55 лет после того, как писатель отдал их на хранение одному из своих друзей. Совершенно неожиданно всплыла в архивах одного их театров неизвестная рукопись пьесы Довлатова.

Как же сберечь рукопись, которая особенно вам дорога? Если она существует в электронном виде, ее можно самостоятельно размножить и «разложить» яйца по разным гнездам, отдав на хранение людям, которым вы доверяете. В этом случае у вас не будет проблем с хранением.

Реклама

Один из способов, если, конечно, рукопись защищена авторским правом, разместить ее на одном из сайтов. Тогда «пожар» в одном отдельно взятом компьютере вам не страшен. Но лучший способ никто не отменял — в изданном виде рукописи хранятся лучше всего…

А вообще, один из авторов сценария «Веселых ребят» Владимир Маас любил повторять: «Чтобы приготовить рагу из зайца, надо, как минимум, иметь кошку». Не стесняйтесь писать — пусть даже ваше произведение на первый взгляд, кажется, вот-вот мяукнет. Пройдет время, и, быть может, вас оценят…

Реклама