Итак, Сагаалган — 2008. Новый год по лунному календарю — первое весеннее новолуние. Не так давно я узнала, что предки бурят познакомились с лунным календарём в Х веке. А мы с вами всё путаемся, когда там и что наступит, и листаем календари овощевода-огородника. Другое время, другие каноны. Но, как бы то ни было, в Монголии и Бурятии сегодня начался самый светлый, самый яркий праздник — Белый месяц. И именно сегодня, несмотря на то, что скорость века другая, да и в каждой культуре найдутся те, кто скажет, что «нынешнее поколение не то, что раньше…» — сегодня резво скачет — копытцами цок-цок, Конь ветра удачи, сегодня веселы женщины и дети, и каждого ждут удивительные угощения — мясные традиционные блюда и, конечно, сагаал-эден — белая (молочная) пища. И капелюшечку архи вон тому уважаемому господину с большим жизненным опытом и таким же пузичком. А это кто баранью лопатку берёт да ест? Ай-яй. Будем знать: либо жадина, либо традиций не знает: по ремешочку мясо отрывать нужно и угощать всех, кто за столом…
Веселье, смех, кутерьма и игры. Впереди две недели праздника, хотя официальным выходным будет считаться только 7 февраля. Почему же именно две недели, а точнее, 15 дней?
Самые достойные исследователи бурят-монгольской культуры утверждают, что празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям Центральной Азии, ко временам, предшествовавшим эпохе Чингисхана. Но вот в XII веке на территорию Монголии проникает буддизм, и именно буддийским ламам можно приписать перенос самого главного праздника, Нового года, на первое весеннее новолуние — в соответствии с биографией Будды Шакьямуни. Такова дата известных событий, когда Будда Сиддхартха Гаутама доказал шести мудрецам-брахманам всю несостоятельность их философии. Доказательство Будды и стало символом со значением — тонким серпиком: после самой тёмной ночи последнего зимнего месяца, стыка старого и нового, «бутуу удэр», или по-монгольски «лавай». Вот он — самый светлый и самый добрый праздник — Сагаалган. Ну, а дальше — дальше начинаются самые настоящие чудеса. Начиная с первого дня первого лунного месяца в буддийских храмах и домах верующих вспоминают
…Вот послушайте. И даже не пытайтесь повторить — не получится.
Когда Просветлённый Будда Сиддхартха начал проповедовать своё учение, у него стали появляться ученики и последователи. И так уж вышло, что несколько учеников покинули своих прошлых учителей — аскетов. Шесть аскетов оказались особенно вредными и нехорошим людьми, люто возненавидевшими Будду. Они рассказывали о нём небылицы и глупости неприятного свойства, насмехались над ним, убеждали простой индийский люд в том, что, де — вот они мы, истинные пророки и волшебники. И демонстрировали, в самом деле, свои возможности…
Будде Сиддхартхе они не докучали — он просто не обращал на них внимания, а вот ученики расстраивались. И попросили они своего любимого Учителя: уличи лжеучителей, покажи им настоящие чудеса, которые способен сотворить только Тот, кто владеет настоящим Знанием! Будда был очень добрым. К тому же, он как никто другой понимал, сколько пользы, новых впечатлений и эмоций получат люди от того, что увидят своими глазами…
И не спеша, по одному чуду в день — 15 дней удивлял Будда Сиддхартха людей, живших в городе Шравасти, и тех, кто успел добраться до него, услышав про чудеса.
В первый день первой весенней луны взял Будда свою зубочистку, и воткнул её в землю. И выросло из зубочистки большущее дерево, и потемнело от этого дерева — ветвями и кроной своей оно закрыло и небо, и луну! Висели на дереве плоды — сторонитесь — огромные!
Второго числа первой луны Будда по обеим сторонам от себя взял и соорудил высокие горы. В горах росли фруктовые сады — справа можно было собирать вкуснейшие плоды, а слева склоны облюбовали тучные стада.
На третий день набрал Будда в рот воды, прополоскал его и сплюнул на землю. И тотчас на этом месте образовалось чистейшее большое озеро, посередине — лотосы цвели чудесные, благоуханием своим наполнившие в тот день весь мир…
И четвёртый лунный день удивил всех не меньше: стал доноситься из чудесного озера голос, проповедовавший Учение.
День пятый: Будда просто улыбнулся. И рассеялся свет от его улыбки в самые далёкие пределы, а те, на кого этот свет попал, стали благословенными.
В шестой день первой луны все те, кто слушал Будду, вдруг стали понимать мысли друг друга — и хорошие, и крамольные — разные. Узнали тогда же люди и о том, что ждёт их за эти мысли, и задумались ещё сильнее…
В день седьмой сам Будда показал людям истинное своё величие. Он явился, окружённый правителями всего мира и самыми благородными людьми…
А вот в восьмой день Будда, сидевший в тот момент на троне, прикоснулся к нему своей правой рукой, и откуда ни возьмись, выскочили пять страшных чудищ во главе с гневным божеством Ваджрапани! Они разрушили место, на котором восседали наблюдающие лжеучителя, и прогнали их самих при помощи главного оружия Ваджрапани — ваджры, подобной молнии. Наверное, зрелище было не для слабонервных…
В девятый день первой луны Будда вдруг стал ростом до небес. Так стоял он и объяснял священное Учение всем живым существам.
В десятый день сделался Будда видимым всей планете, и везде рассказывал о священном Учении.
На следующий, одиннадцатый день превратился Будда в волшебный ясный свет, и наполнился весь мир и тысячи миров вокруг сиянием…
В день двенадцатый — снова о свете. Будда создал из тела своего золотой луч, и осветил миры этим лучом. И каждое живое существо, которого коснулся волшебный луч, восприняло Учение.
В тринадцатый день Будда вновь использовал удивительный символ: из пупка своего испустил два луча длиною в семь саженей, а в конце каждого — удивительной красоты лотос. В серединке каждого лотоса уместилось по два отражения самого Будды, и вновь каждый из них испустил по два луча… и так до тех пор, пока вся Вселенная не наполнилась лучами, лотосами и Буддами. Наверное, это было очень красиво.
Увы, близок финал: в день четырнадцатый первой луны Будда сотворил большую колесницу, такой величины, что достигла она мира богов! А вместе с этой колесницей образовалось ещё множество, и в каждой — сияющее отражение Будды…
А вот и последнее, пятнадцатое чудо: наполнил Будда всю посуду, какая в городе была — вкусной-превкусной пищей разных вкусов. Люди пробовали, входили во вкус, наслаждались… А затем Будда коснулся своею рукой земли, и она разверзлась. И увидели жующие и наслаждающиеся, сколь сильны страдания любителей удовольствий, что находились в подземном аду. Смутились люди, одумались, набивать животы перестали. А Будда стал проповедовать…
То ли шёпот такой, тихий, уверенный в себе, указующий. То ли свет яркий далёкой волшебной страны с её особыми пряными запахами и ярким солнцем… Всего лишь легенда, такие вот громоздкие, насыщенные чудеса. Безусловно, нужные. Именно так, яркой сказкой конца зимы поселяется в душах тепло, надежда и мысли о том, что, в общем-то, ещё далеко не всё потеряно.
В дацанах идут службы — монахи молятся, вспоминая каждое чудо удивительного Будды. Молятся, имея одну цель: всем вместе наполнить мир светом, как это удавалось Сиддхартхе Гаутаме. Наполнить его теплом, покоем и праздником. И конечно же, настоящей весной.
Да, кстати: ну-ка, что там за окошком в 15-й день? Всё правильно — полнолуние…