Кто позаботится о воспитании нравственности?

Реклама

По роду деятельности часто обращалась к истории России, к художественной литературе, и выяснила, что в России существовали две системы воспитания: система народная и система привилегированного класса.

Народная система определялась и жестко контролировалась нравственностью крестьянской общины, «мира», простых людей. Общественное мнение, общественная мораль являлись неким ориентиром поведения. И понятия СТЫД и СОВЕСТЬ занимали не последнее место в этих нормах поведения.

Конечно же, конфликтные ситуации там случались, и безнравственные личности тоже были, но существовали и твердые нравственные установки: уважение к старшим, традиционно высокий моральный ценз таких черт характера, как трудолюбие и честность. Примером служат произведения

Реклама
И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и других классиков русской литературы, которые писали, в том числе, и о жизни простого народа.

В системе дворянского воспитания следует отметить одну очень важную программу: обязательное воспитание чувства чести, чувства гордого (но отнюдь не горделивого!) собственного достоинства. Вспомните «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, «Войну и мир» Л. Н. Толстого, как воспитывали Петра Гринёва, Андрея Болконского, Марью Болконскую. Безусловно, подлецы встречались и тогда, иначе не была бы правдивой картина жизни, однако так хочется верить, что позитива было больше.

Если обратиться к сегодняшнему дню, то можно сделать вывод: давая кое-какие представления о морали (то есть о том, какого поведения ждут окружающие), многие нечасто вспоминают о нравственности, то есть о том, почему так следует вести себя.

Реклама

Необходимо разграничивать такие понятия, как мораль и нравственность. «Словарь русского языка» слово МОРАЛЬ толкует как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу и подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта, а НРАВСТВЕННОСТЬ — это внутренняя духовная жизнь человека и его убеждения. Если мораль основывается на понятиях «можно-нельзя», то есть какое поведение позволительно в соответствии с общественными нормами, с законом, то нравственность всегда основывалась на понятии греха, то есть табу, которое всегда действует внутри человека в соответствии с его собственными убеждениями, совестью даже при отсутствии кого бы то ни было ещё. Ведь воровать, к примеру, не следует не потому, что тебя сцапает милиция, а потому, что всё не твоё — табу, вечный запрет без всяких уловок, то есть грех. То же самое касается лжи, пустопорожних клятв, войн, убийств, клеветы, неуважительного отношения к женщине, к старости, к смерти, к общим законам человечества и прочее, прочее, прочее.

Реклама

Моральная позиция человека сама по себе есть лишь исполнение правил хорошего тона. Это и глубоко безнравственному, но неглупому человеку вполне по силам. Примеры этого мы видим и в дворянском обществе (вспомните князя Василия Курагина в «Войне и мире», Швабрина в «Капитанской дочке», Жеркова и Несвицкого — «доблестных» офицеров, изображённых тем же Львом Толстым…), и в современной литературе (в произведениях В. Распутина, В. Быкова). Однако сориентированы произведения на воспитание умения различать добро и зло, быть порядочным и совестливым человеком.

Наши предки всегда восторгались силой воли, твёрдостью характера, величием духа человека. И грубость в чести никогда не была. Ещё с детства, из сказок мы знаем, насколько ценятся в человеке обходительность и доброжелательность.

Реклама

А сейчас грубость стала чуть ли не нормой. Мы орем не подчиненных, орем в магазинах, очередях, трамваях и т. д. Мы культивируем грубость как образец «мужского руководства», «мужского характера». Мы — единственная страна в мире, у которой в словаре нет формы вежливого обращения к незнакомому человеку. «Эй, девушка!» — кричим мы пожилой продавщице. Или того глупее: «Мужчина, передайте на билет…». «Девушка», «женщина», «мужчина» — вот наши формы обращения, по половому признаку…

Тема нравственности неисчерпаема не столько потому, что наболело у всех нас, сколько вследствие ее фундаментальности, масштабности, основательности. Перед нравственным человеком никогда не может возникнуть проблемы, как поступить в том или ином случае, что сказать, как сказать и даже как промолчать. Его внутренний стержень, его совесть не позволят совершить подлость, бестактность. Следовательно, наиглавнейшей задачей воспитателей всех рангов и всех ступеней должна стать задача закладки нравственного фундамента.

Реклама

Кому этим заниматься?

Школе? Она заботится в первую очередь о знаниях. И только уроков литературы далеко не достаточно для решения этой задачи. Кроме того, форма экзамена в форме ЕГЭ вовсе не предполагает умения много и долго размышлять на тему нравственности и морали. Идёт натаскивание на умение в тесте выделить нужный пункт и набрать нужное количество баллов, чтобы получить аттестат. Это на общем фоне разговоров о следованиях принципам здоровьесберегающих технологий нагнетается атмосфера страха перед непривычным и жёстким испытанием. В этом случае, мне кажется, можно говорить о безнравственной двуличной политике государства по отношению к детям. Потому что за всем стоят дети, и им непросто.

Реклама

Семье? Но когда, если мама видит своего ребенка считанные часы? Это в лучшем случае, так как в настоящее время наблюдается очень серьёзная проблема, когда родители вынуждены уезжать с целью заработка в дальнее и ближнее зарубежье, оставляя детей на родственников, а то и одних, полагая, что периодическая пересылка денег, чтобы ребёнок был сыт и одет, снимает все вопросы. Да и многие мамы, к сожалению, видят свою задачу, свою главную цель не в том, чтобы воспитать обществу Гражданина, а в том, чтобы любыми средствами облегчить будущему гражданину существование в обществе. Как говорится, не до жиру — быть бы живу. Ибо в такое безвыходное положение поставлены некоторые родители государством. И растут чада, предоставленные сами себе, и нет — нет, да и приходится решать сложные педагогические задачи со многими неизвестными и готовым ужасающим результатом.

Реклама

Вопрос существования затмил собою все прочие вопросы, а ведь дети на редкость чутки и все отлично понимают. И воспринимают. Ибо больна среда, а ребёнок — часть её. И возникает горестный вопрос, который задавал и наш любимый народный писатель Василий Макарович Шукшин: «Что с нами происходит?» И как, по словам Антона Павловича Чехова, сохранить в себе Человека? Человека высоконравственного, порядочного, совестливого.

Мне кажется, это общая задача всех нас — и семьи, и школы, и каждого отдельно взятого человека — воспитание отрицательного отношения к негативным проявлениям нашего бытия, привитие нравственных норм и словом, и делом, и собственным примером.

Реклама