Село Никольское — центр Андогских сел, встречает нас 20-градусным морозом, снежными шапками крыш и печным дымом, столбом поднимающимся из труб. Одна из целей нашего пребывания в селе — посещение освященного незамерзающего источника, который пробивается наружу где-то рядом с рекой
Искали мы источник, кстати, долго и упорно. Тем более трудно было отыскать его на берегу Шулмы, где ноги сразу же утопали в глубоком снегу. Помог какой-то краснорожий мужик атлетического (потомок андов?!) телосложения, обложивший нас по дедушке и по матушке (культура работы с приезжающими в село пока явно хромает!) четырехэтажным матом, не видать бы нам этого источника как своих ушей — оказался замаскирован в огромном сугробе как серьезный военный объект, который нельзя показывать иностранцам. Хотя вот он, красавец, умница — бьет из-под земли и несет на поверхность чистую как хрусталь воду. Зачерпнули ее немного — и в машину.
Немного остановимся и полюбуемся Андогской средней школой
Мчимся дальше в холодную январскую стужу начала 2008 года. Большинство андогских сел и деревень приютились по обеим берегам двух основных рек местности — Шулмы, имеющей родниковое происхождение и Андоги, берущей свое начало из андогских болот. Обе реки, несмотря на то, что кажутся безобидными, совсем небезопасны. И каждый год, кого-нибудь да забирают собой. Вот и в прошлом году здесь погиб молодой череповчанин, который, видимо, купаясь, оступился и не смог справиться со стремительным течением и родниковым холодом речной воды.
Особый интерес представляют те из населенных пунктов Андоги, первыми жителями которых и основателями, по всей видимости, были завоеватели из Польши. К таким деревням относятся такие поселения как
Подъезжаем к Будимирово — родовому гнезду Валентины Неробовой. Здесь у нас небольшой перевалочный пункт. Надо зайти к местному жителю Леониду Васильевичу, выпить с ним чайку, обсудить последние будимировские новости. Леонид Васильевич с женой гостям рад, потчует нас свежими щами, показывает трофеи — шкуры недавно убитых им зверьков. Леонид Васильевич заядлый охотник и здешние леса знает куда лучше, чем мы свои каменные джунгли. А что с новостями? Последняя новость такова: Леонид Васильевич заработался, забаловался и чуть не утонул в навозе. Едва выбрался, а жена скоблила его не одни сутки. Новость просто супер. Теперь в Будимирово будут обсуждать ее не менее двух веков. Когда еще кто-нибудь здесь в навоз попадет?!
Что-то мы засиделись. Пора ехать дальше. Белоснежная Нега отвозит наших дам на основную дорогу. Здесь, примерно в пятистах метрах, расположился скотокомплекс «Андога». Совсем недавно он получил от государства кредиты на свое развитие. А до этого находился в полудепрессивном состоянии. Вроде и работает, а выхлопа в виде зарплат нет. Крепкая андогская молодежь, словно мотыльки на огонь, давно потянулась на заработки в большие города, такие как Череповец — богатые, холодные и злые.
Вот мы проезжаем деревеньку Прягаево. Сейчас это ничем особенным непримечательный населенный пункт, а когда-то он был центром развиваемой в селах почтово-ямской службы. Здесь ямщики перепрягали лошадей. Отдыхали, обменивались новостями, стращали друг друга всевозможными слухами, а затем везли какое-нибудь письмо местного Ромео к живущей на далеком Белом озере возлюбленной Джульетте.
Опять проезжаем рядом с правым берегом реки Шулма. Здесь располагается деревенька Завод. На самом деле никакого завода и в помине нет. Но как гласит древнее местное предание, когда-то на этих землях было поместье, принадлежащее Михаилу Илларионовичу Кутузову. И, соответственно, винокуренный завод, т.к. главнокомандующий знал толк в хорошем вине. Впоследствии завод сгорел, а крестьянам, обслуживающим его, Кутузовым была дана вольная. Возможно, сейчас мы мчимся по дороге, по которой когда-то инкогнито путешествовал великий русский военачальник. И чем черт не шутит — именно в этих местах фельдмаршал полной грудью и набирался духовных сил, готовил себя к великим свершениям 1812 года.
После Прягаево левее можно увидеть деревню Мошково, где родился один из нескольких крупных военачальников, которых Андога дала России — герой Советского Союза Алексей Карташов. Дальше перед нами возникает деревня Лепилово, где, как утверждают историки, находятся крупные захоронения поляков, сначала грабившие местные земли, а затем поселившиеся здесь навечно. Говорят, что где-то здесь спрятано и все польское золото, награбленное неудачливыми завоевателями.
На левом берегу Шулмы находится одно из культовых мест андогжан — Семеновский мост. Раньше этот мост был деревянный, а теперь его сменил железобетон. Не очень понятно, но в силу каких-то мистических обстоятельств, в 30−60 гг. прошлого века этот мост стал местом встречи всей андогской молодежи. Со всех деревень и сел Андоги сюда стекались неформальные группы молодежи. Взявшись за руки и непременным гармонистом с розочкой на картузе впереди. Здесь веселились и дрались. Нередко до поножовщины и крови. Однако знаменитым этот мост в Андоге стал не только поэтому, но и в силу того, что именно здесь нашли свое счастье, свою вторую половину сотни молодых людей. Именно на этом месте завязывались нежные знакомства, рождались глубокие чувства, происходили первые робкие ухаживания и признания в любви, предлагались навечно руки и сердца.
Впереди нас ждет еще один интересный пункт поездки — та самая деревня Ишкбой. Сразу слышится: «Ишь, какой бой!», но это только одна из версий названий деревеньки. Именно в Ишкобое и работал когда-то небольшой маслобойный заводик, который перерабатывал в чистое и исключительно вкусное масло льняное семя. Облизываемся. Чуть дальше, в деревне Бузыкино мы встречаем Галину Иванову Туваеву. Это выдающийся андогский бренд. Галина Ивановна готовит самое вкусное в этих местах пиво из ржаного солода. Самое интересное, что изготавливать этот напиток из чужых исходных материалов она отказывается наотрез. И это понятно — не дай Бог вкус будет не тот — позору не оберешься. Репутация для Туваевой — это не пустой звук. Он хранит его пуще, чем «Майкрасофт» все свои лицензии и патенты.
Далее на нашем пути появляется село Княжово, бывшая резиденция знакомых теперь вам князей Шелешпанских, ныне бурно и хорошо застраиваемая «князьями» из новых русских, работающими на хлебных позициях в успешных череповецких предприятиях, и деревня Вахонькино, родина народного художника России
Мчим дальше, в самую дальнюю андогскую деревню Смешково. Здесь в качестве единственной достопримечательностей можно увидеть совсем заброшенную часовню Филиппо-Ирапского, где местная молодЕжь иногда режется в картишки и рисует на стенах доморощенные «граффити» с городской тематикой. На деревянной стене часовни красуется, отпечатанный на лазерном принтере, горячий призыв к землякам прийти такого то числа на общедеревенский субботник. Цель акции благая до рези в глазах — привести в порядок заброшенное местное кладбище и поднять, наконец, себя сегодняшних в глазах умерших предков. Кстати, на месте кладбища когда-то до войны шумела корабельная роща, и проходили важные молодежные гулянья, конкурирующие с гуляньями на Семеновском мосту.
Последним пунктом нашей экскурсии становится деревня Стан, где расположен прекрасно сохранившийся дом священника Братолюбова и запущенная (одни голые стены и разбросанный по сторонам кирпич) церковь на Стану. Именно ее то в свое время предлагал восстановить вологжанин
Все. Наша, немного утомительная поездка завершена. Дальше нам снова предстоит еще раз проехать через село Никольское, промчаться возле стен монатыря и длинный путь, примерно равный девяноста километрам до теплой череповецкой ванны и белоснежных простыней. Как гласит молитва Филиппу Ирапскому: «Спаси нас от горя и болей душевных».