Типы флейт
На самом деле флейты по своей конструкции могут сильно различаться. Та флейта, которая упоминалась выше, называется поперечной, закрытой. У нее закрыт заглушкой конец, с которого дуют. Держат ее горизонтально, направляя в сторону. Дуют поперек отверстия сбоку трубки. Первые поперечные флейты впервые упоминаются в Китае в девятом веке до новой эры.
Еще бывают флейты продольные. Такую флейту держат вертикально прямо перед собой. Примером может быть русская свирель. Продольные флейты могут быть открытыми. В открытое отверстие сверху просто вдувают воздух по косой. А могут быть свистковыми. Во входное отверстие вставляется свистковое устройство. Обычные свистки представляют собой как раз такой инструмент. Правда, в них еще бегает шарик для большего веселья. И они могут быть какой-либо причудливой формы, а не в форме трубки.
Есть еще одна разновидность продольных флейт — промежуточная между открытой и свистковой. У нее есть вырез как на свистковой, но нет затычки с щелью.
Бывают еще закрытые с нижнего конца продольные флейты. Общее их название — флейта Пана, по имени греческого бога. Подобные инструменты тоже распространены очень широко на всех континентах. Так как одна трубка такой флейты издает только один звук, обычно их набирают несколько. Такую флейту называют многоствольной.
В целом, общим признаком всех флейт является формирование звука при разбиении потока воздуха острой кромкой. Эта кромка образуется краем трубки в открытых продольных флейтах и флейтах Пана, краем отверстия в поперечной флейте или специальной заостренной частью свисткового устройства в свистковых.
Особняком стоят окарины. Это свистковая сосудообразная флейта, изготавливаемая из глины. У нее отсутствует выдувное отверстие. Есть свисток и отверстия для пальцев. Названием этот инструмент обязан гусю. «Ока» по-итальянски — гусь. Похожими по форме являются флейты из тыквы.
Поперечные флейты
Обычная оркестровая флейта — это поперечная закрытая флейта. Относится она по традиции к деревянным духовым инструментам. Однако делается сегодня в основном из металла, а иногда и из стекла и керамики. На ней мы видим множество клапанов для управления высотой звука. Эти клапаны появились на ней в 1832 году благодаря немецкому мастеру Бёму. Ее иногда так и называют — флейта Бёма.
У такой флейты есть более высокая разновидность — флейта-пикколо. У нее очень резкий высокий и пронзительный звук. А по размеру она в два раза меньше своей сестры. Благодаря своему пронзительному звуку она использовалась как сигнальный инструмент на поле боя.
Поперечные флейты широко распространены в Азии. Это и китайская «ди», и «лимба». Последняя распространена среди монголов, бурят, тувинцев и в Тибете. Характерной особенностью этих двух флейт является дополнительное отверстие, закрытое тонкой перепонкой. Оно формирует неповторимый «китайский» тембр, столь характерный для национальных оркестров. Поперечная флейта в Средней Азии называется «най».
В первой части мы внимательно рассмотрели только поперечные флейты, как наиболее современные и многим близкие. Во второй подробнее рассмотрим остальные типы.