Впрочем, это и неудивительно. Было время, когда пуговица стоила в несколько раз дороже одежды. Например, индейцы пуговицами, сделанными из серебра, рассчитывались за товары, которые покупали у поселенцев в торговых лавках. Также известно, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма. Любопытно, что каждый светский человек в то время имел не менее тридцати костюмов (на каждый день месяца) и ежедневно их менял. Недаром возникла пословица: «Дворянство носит свои доходы на плечах».
В древности люди вместо пуговицы использовали палочку, которую привязывали к шкуре. Но это догадки ученых. Одни из первых сведений о заколках-пуговицах, которые использовали в одежде жительницы Афин, относятся к 570 году до н.э. Однако слово «пуговица» попало на Русь с Востока, пришло оно из древнеиндийского языка и буквально означает «ком, масса». До русских модников пуговица, которую тогда называли «пугвицой», докатилась в конце ХV — начале ХVI века.
Как ни странно, интерес к ней проявили в большей степени мужчины. Ведь тогда по яркости и роскоши мужская одежда не уступала женской. Лишь постепенно из женской одежды стали исчезать шнуровки, тесемки и крючки. И очень скоро некоторые модницы портных просили подбирать под пуговицы ткани с золотым и серебряным шитьем, а не наоборот. Пуговицами начинают украшать не только одежду, но туфли и башмаки. Хроника ХVII века повествует о дамах, носивших на одежде от пятидесяти до ста маленьких декоративных пуговок.
На изготовление пуговиц идут такие материалы, как кости, рога, дерево, металл, стекло, кожа. Известные керамисты и ювелирных дел мастера относились к изготовлению пуговиц с такой же выдумкой, с какой создавали свои вазы и подвески. В России становятся популярными пуговицы из камней — яшмы, агата и малахита.
Если древнерусские пуговицы имели форму шарика с ушком, то позднее они меняются. Кроме шаровидных, появляются пуговицы удлиненные и плоские по форме, большие и маленькие. Особенно был ценен ручной дизайн. Наряду с великолепными образцами из золота, серебра и драгоценных камней, начали появляться обтяжные пуговицы. Их делали в тон одежде, головным уборам, обтягивая материалом или кожей деревянную или костяную пуговицу на ножке. Пуговицы со сквозными отверстиями вошли в моду позже.
Часто можно было увидеть человека в одежде с пуговицами, на которых изображена символика того или иного рода отличия, особенно это касалось военной формы.
В древние времена застежка-пуговица была призвана «не пускать злую силу» к человеку. Пуговица имела магическое значение. Недаром в словаре Владимира Даля написано, что «пуговица — это пугалка». В полые пуговицы вкладывали небольшой предмет, который при ходьбе издавал звук. Пуговица была оберегом.
Все модные сюжеты украшений для аристократии — букеты, цветы и птицы — ловко и изящно умещались на поверхности пуговиц в виде безупречных стежков или миниатюр. Такие пуговицы передавали по наследству. Более того, включали в состав приданого.
Известным поставщиком пейзажных пуговиц из фаянса и фарфора в европейские страны в ХIХ веке становится японская школа. В числе коллекционных и по сей день остаются китайские пуговицы размером в 3/8 — ¾ дюйма. Сегодня их уцелело всего несколько десятков. Секрет их оригинальной росписи и технологии так и остался не раскрытым.
ХIХ век стал «золотым веком» для пуговицы. Начинается их массовое производство. Главным их качеством стало огромное разнообразие фасонов и расцветок, а также недорогая цена. Пуговицы становятся доступны всем слоям населения. Редкостные пуговицы нанизывают на нити. Так появляются первые собиратели пуговиц, возникают даже общества коллекционеров, открываются выставки и музеи редких экземпляров пуговиц. И сейчас любителей коллекций покоряет и ошеломляет музей пуговиц в провинции Шандунь в Китае, где собрано 110000 пуговиц.
Сегодня выбор пуговиц так многообразен, что, в прямом смысле слова, глаза разбегаются. Что же касается моды на этот уникальный элемент одежды, то, думается, что она на пуговицы сохранится всегда.