В основном в них были слова песен. Но не только: еще могли быть цитаты из классиков (в самом причудливом сочетании и самом прихотливом написании), лозунги и девизы типа «не люби двух сразу», приметы и прочие финтифлюшки. Все это было по мере способностей и вкусов обладательницы разукрашено нарисованными или вырезанными розочками, голубками и проч. и проч.
Бывали в этих альбомах еще и анкеты («твое любимое имя, заветное желание»
Песни тоже были разнообразные — вполне цивильные эстрадные песни соседствовали с кошмарным городским романсом, и с тем ужасом, который теперь называют «русский шансон» (хотя это такой же шансон, как я Эдисон). Но повествовалось там не о тюряге и зоне, а о нелегкой девичьей доле, о коварстве мужчин (которые только и мечтают обольстить деву и бросить ее), и о роковой любови:
Не любите, девочки, матросов,
Не любите этот черный клеш.
Черный клеш становится пеленкой,
А матроса в море не найдешь.
Ну и еще разное «прекрастное»:
Три красавицы небес
Шли по улицам Мадрида:
Донна Клара, донна Рес
И красавица Флорида…
(дальше очень все чувствительно).
И тому подобное. Я такую тетрадку-девичий-альбом не вела — наоборот, я брала их у одноклассниц и подвергала по молодости лет (в компании наиболее злостных мальчишек) ужасному обхохатыванию. За дурновкусие, за безграмотность, за ужасающих голубков
Впрочем, в такие альбомы писывал еще Пушкин, но там, наверное, и с орфографией было получше, и вовсе не было «русского шансона» — не тот культурный слой. Хотя было б интересно почитать альбомчики всяких там Лопухиных и Олениных. Об этом есть интересная заметка с историческим экскурсом — kavery.livejournal.com/294803.html.
Как-то я наткнулась на статью моего любимого Корнея Ч. о таких вот альбомах. Там было описано ВСЕ В ТОЧНОСТИ, дословно! до текстуальных совпадений! Cтатья была от 1936 года… Меня это поразило. До чего ж живучее дело оказалось. Корней Иванович сокрушался — до чего ж плохо и уныло должны преподавать в школе литературу, чтобы девушки бросались на такие вот банальности. И я с ним совершенно согласна…
А когда до этого доросла моя младшая курица, то уже в полную силу продавали заготовки для этих тетрадок: такие розовые-РОЗОВЫЕ, с готовым текстом и пробелами для вписывания, с местами для вклеивания «наклеек», с картинками розовых Барбей…
И вот тут я подумала, что теперь-то наконец этим альбомам придет карачун. Но опрос населения дальних стран показал, что, невзирая на попытки коммерциализации душевных порывов, и в Америке, и в Австралии девчонки продолжают изготавливать такие вот тетради собственноручно. Так что традиция жива. И наверное это хорошо?