А было это совершенно необыкновенно. Давным-давно из Константинополя отправились в путь греческие корабли. Метрополии нужны были новые плодородные земли, где можно было выращивать хлеб и пасти овец.
Долго плыли корабли, ведь недаром древние прозвали Чёрное море — Понтос Аксинос — негостеприимное море. Огромные свирепые волны заливали палубы, злой ветер рвал в клочья паруса. Стихия заставляла корабли сбиваться с курса, теряя друг друга из виду. Люди с ужасом ожидали неминуемой гибели среди бескрайних свинцовых волн.
Буря стихла, но надвигался холодный и густой туман. Пища и вода закончилась, никакой надежды увидеть когда-нибудь землю… Но случилось чудо!
Однажды на утренней заре, разорвавшей пелену тумана, моряки увидели перед собой прекрасный зелёный берег.
— Ялос! — закричал дозорный. Вскоре корабли причалили к берегу чудесной страны, которую они назвали Тавридой. Места хватило всем, мифические гипербореи оказались гостеприимными и трудолюбивыми людьми. По соседству с ними греки основали свое прибрежное поселение, которое назвали «Ялос» — «берег».
Первое письменное упоминание о Ялте (ХII в.) оставил арабский географ Аль-Идриси. Поселение называлось Джалитой. С ХIV в. Ялта под разными именами — Гаулита, Эталита и пр. — появилась на морских географических картах Европы.
В XV в. Жизнь в Ялте едва теплилась, ведь здесь проживали в основном греки-рыбаки, которые подвергались притеснениями со стороны турок.
После ухода христиан с полуострова на Азовское побережье (1778 г.) Ялта почти полностью опустела.
В 1837 г. шоссейная дорога соединила Ялту с Алуштой и Симферополем, а в 1848 г. балы построена дорога из Севастополя в Ялту. Жизнь городка сразу оживилась, тем более, что селению присвоили статус местечка, а затем и уездного города. Уже в середине ХIХ в. благодаря исследованиям известного учёного С. Боткина, открывшего целебные свойства здешнего климата, Ялта становится модным курортом. Врач приехал в Крым во время русско-турецкой войны для работы в госпиталях Севастополя и Бахчисарая. Он рекомендовал императорскому дому приобрести на Южном берегу летнее имение. Так Романовы оказались в Ливадии.
Вслед за царем здесь строят дачи и дворцы придворные, царские родственники, состоятельные промышленники. Южное побережье приобретает нарядный вид, ведь кроме роскошных зданий на этих землях разбивают прекрасные парки и сады.
Стремительное развитие города как популярного курорта было прервано после 1917 года. Смена режимов в ходе гражданской войны сопровождалась террором и расстрелами. После того, как в Крыму установилась советская власть, дачи и дворцы были национализированы, во многих из них устроили рабоче-крестьянские санатории и дома отдыха.