21 марта к нам приходит весенний праздник — Навруз, широко отмечаемый во всех восточных странах. Праздник весеннего равноденствия.
Прожив почти всю жизнь в Узбекистане, я привыкла к этому празднику и считала его просто приходом Весны. Но недавно мне рассказали одну народную легенду или миф о его происхождении.
…Некогда добрая пожилая женщина Аджуз служила повитухой у Весны. Бог неба Тенгри построил Весне на небесах лазурный дворец. У повитухи была помощница по имени Гулдур. Когда до рождения Навруза оставалось несколько дней, с долин подул теплый ветер и люди, радуясь теплу, говорили друг другу: «Это ветры тетушек Аджуз и Гулдур».
С приближением родов добрые женщины поспешили к Весне оказать ей помощь. Но на пути их поджидал страшный див с горы Кохи Каф, который намеревался помешать этому.
Была у дива сообщница — хитрая и коварная старуха Зима. Надумав навредить Аджуз и Гулдур, див со своей сообщницей собрали в мешок все пакости и мерзости, какие существуют на свете, чтобы напустить их на женщин.
Несколько раз они пытались проникнуть в покои Весны, но каждый раз терпели неудачу. В бессильной злобе коварная Зима вымещала свою ненависть на деревьях и живых существах. Однако холода и стужи состарившейся Зимы уже не действовали на окружающее. И тогда, собрав в свой подол бураны и снега, она ушла в степи, рассыпая там из подола на землю все, что у нее осталось. Таким образом она старалась помешать пробуждению природы. Видя, что она не может совладать с весной, дряхлая Зима решает уйти восвояси, к горе Кохи Каф.
А в лазурном дворце в небесах Аджуз уже пеленает дитя роженицы Весны и, чтобы ребенка не сглазили, прячет его от всех. Но для того чтобы искупать дитя, Весне нужно найти чистую воду. И Гулдур собирает на небе все тучи, бьет по ним своим посохом, и над землей в этот миг начинает греметь гром, сверкают молнии и льется дождь.
Затем Аджуз наполняет корыто дождевой водой и вместе с Весной купает дитя — Навруз. Этот дождь люди называют «оби рахмат», то есть вода милости, благостная вода. Существует поверье, что с человека, облившегося первой после Навруза дождевой водой, смываются все грехи, накопленные за год. Вот такой это светлый праздник — Навруз.
На пути у него и его почитателей не раз вставали преграды. Попытки запретить Навруз были еще во времена Александра Македонского, арабского халифата, монголов…
С чем связано возникновение Навруза?
Не одну тысячу лет народы, населяющие Переднюю, Среднюю и Восточную Азию, ежегодно отмечали его, как праздник весны, праздник пришествия нового года.
В исторических легендах говорится, что древний иранский царь Джамшид назвал началом года тот день, когда возродил огнепоклонство. Однако, по словам Абу Райхона Беруни, этот день отмечали еще до правления Джамшида. Следовательно, эта традиция уходит далеко в глубь веков, к заре человеческой истории. Празднование же его в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления.
Навруз вселял в людей уверенность, что природа создала человека для торжества жизни. Поэтическая душа народа выражалась в отношении к Наврузу, как к невесте, разбросавшей свое приданое ковром цветов по привольной степи. К этому времени уже протаивают снега у подножия гор, белым перламутром смотрятся подснежники, благоухают нежные фиалки.
И вместе с волшебным очарованием весны наступает праздник.
Этот же праздник отмечают и народы, населяющие Кавказ, только там он чаще носит название «Праздник первой борозды». В России праздник весеннего равноденствия ближе к масленице.
Но как бы ни назывался этот праздник, когда Весна полностью вступает в свои права, природа и люди всегда встречают его со светлой радостью и надеждой.